25 августа 2021 года
Чтобы не нанести вред ребенку с нарушениями зрения, к покупке любой игрушки нужно подходить осознано, а лучше всего проконсультироваться со специалистом. Подробнее об этом рассказала клинический психолог центра «Формула роста» Юлия Иванова.
Введение в игру в первые годы жизни
Когда мама берет на руки грудного ребенка, его мозг уже запускает функцию зрительного анализа, глазки фокусируются на ее лице. Мобили, прикрепленные к люльке, или погремушки — это самые первые игрушки, которые способствуют развитию ребенка.
«Появившись на свет, малыши изучают окружающий мир прежде всего визуально, формируют первичные навыки ориентации в пространстве. А нарушение зрения мешает в этом важном процессе. Из-за этого ребенку без специальных занятий и коррекции зрения непонятно, что перед ним: предмет или цветовое пятно. В основном все первые годы жизни обучение и развитие детей происходит с помощью игрушек», — рассказывает Юлия.
Дотрагиваясь до предмета, дети с плохо развитым зрением воспринимают их разнообразные свойства и признаки, такие как температура, форма, вес, величина, упругость и плотность. Они учатся добиваться успеха в игре, преодолевать робость, обучаясь различным приемам взаимопомощи. Таким образом появляются первые игровые элементы или подобие правил.
Правильный подбор игрушек
В ежедневных играх с ребенком, у которого имеются нарушения зрения, рекомендуется использовать следующие виды игрушек:
- игрушки с четко выраженными характерными признаками предмета;
- реальные предметы, окружающие ребенка в повседневной жизни;
- фигурки красного, желтого, синего, оранжевого и зеленого цветов, плоскостные и объемные;
- изображения простые, без лишних деталей, с четким контуром, контрастные по отношению к фону, без бликов.
Родителям не следует покупать игрушки с большим количеством деталей, сложной формы, огромного размера и те, что искажают образ предмета или животного.
Не забывайте хвалить и поддерживать
Все игрушки во время игр нужно показывать ребенку статично, чтобы он мог сосредоточить свой взор. Для детей со сходящимся косоглазием — на подставке, а с расходящимся — на горизонтальной плоскости. Очень важно, чтобы родители помнили: их ребенок не может научиться играть самостоятельно, ему всегда нужна помощь взрослого.
Если малыш столкнулся с трудностью или не может выполнить задание, поддержите его, покажите, как необходимо действовать. Если он не понимает, что нужно делать, надо вовлекать других членов семьи, детей. Поддерживайте все попытки ребенка начать игру и продолжить ее по-другому.
«Непрерывно хвалите его, выражайте это словами: „молодец“, „хорошо“, „правильно“. Обнимайте, гладьте по голове или по руке вашего малыша. Тактильный контакт крайне важен!» — комментирует специалист.
Особенность развития ни в коем случае не должна ставить ограничения перед человеком в выборе жизненного пути, освоении разного рода профессий или возможности заниматься спортом. Поэтому именно с детства у родителей особого ребенка стоит задача создать правильный настрой и вселить оптимизм в своего малыша. Умело подобранные игрушки, модули и игры позволят в непринужденной атмосфере сформировать правильную картину мира и приобрести необходимые навыки.
Центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы