23 августа 2021 года
Более четырех лет специалисты центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я» совместно с Детской городской клинической больницей им. Н. Ф. Филатова реализуют проект «Растем вместе» по ранней помощи московским семьям, воспитывающим особых малышей. В 2021 году рамки проекта расширились, приняв в свой состав перинатальный центр городской клинической больницы им. С. С. Юдина. Специалисты центра буквально с пеленок подхватывают малышей с трудностями в развитии или риском их возникновения и их семьи, оказывая не только медицинскую, но и социальную и психолого-педагогическую помощь. О том, как работают с семьями, в которых появился особый малыш, рассказала Елена Морина, руководитель службы ранней помощи центра поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я».
Особенность малыша — не приговор
Работа начинается в эпицентре событий: родильный блок, отделение реанимации и интенсивной терапии, там, где требуется экстренная медицинская помощь, касающаяся здоровья малыша и его мамы. В этот период к врачам-неврологам, реаниматологам, педиатрам, неонатологам и другим, присоединяются специалисты психолого-педагогического профиля, работа которых направлена на компенсацию последствий стресса матери и коррекции недостатков развития малыша.
Первая задача специалистов — помочь родителям осознать, что особенность их малыша — не приговор. Сотрудник психолого-педагогического профиля должен определить, что происходит в душе мамы и родственников малыша с особенностями в развитии, понять переживание огромной палитры их чувств: протеста, страха, безысходности, вины, обиды, боли, разочарования с тем, чтобы их поддержать: помочь близким ребенка осознать, осмыслить и далее принять ситуацию такой, какой она сложилась, и затем действовать в направлении эффективного развития ребенка. Психологи центра консультируют мам и пап по их личным вопросам, помогают пережить горе. На этом этапе создаются доверительные, партнерские отношения.
Помимо консультаций, родители обязательно включаются в развивающие занятия с ребенком и специалистом. На этих занятиях опытные психологи, логопеды, дефектологи, массажисты и тренеры показывают и объясняют различные способы взаимодействия с детьми.
Когда родители в полной мере получают для себя принятие, поддержку со стороны специалистов, чувствуют себя в зоне безопасности, становится возможной дальнейшая работа, помогающая компенсировать трудности в развитии ребенка.
«При таком подходе мамы и папы получают пошаговые инструкции и рекомендации, тем самым обучаясь самостоятельной работе: ведь развитие малышей должно быть непрерывно, и также им нужно заниматься дома», − комментирует Елена Морина, руководитель службы ранней помощи.
Это могут быть очные первичные и пролонгированные консультации по развитию ребенка на базе медицинского учреждения, домашние посещения; коррекционно-развивающие занятия с ребенком, обучающие консультации специалистов для родителей в процессе занятий с ребенком как в рамках кратковременного, так и дневного и других форм пребывания в центре, а также онлайн-консультирование и поддержка родителей с использованием различных технических средств коммуникации. Родители по полученным инструкциям записывают короткие видео занятий, по которым получают обратную связь, обсуждают ошибки или, наоборот, правильные действия.
Невозможное — возможно
Исходя из собственных ресурсов, родитель может выбирать количество посещений занятий и консультаций: от одного до пяти раз в неделю. Главное на этой стадии работы — показать возможности ребенка, его сильные стороны и обучить способам контактирования с ним и технологиям его развития.
Таким образом, родитель не остается один на один со своей проблемой, а получает конкретную систематическую практическую помощь в решении вопросов эффективного развития ребенка и в конечном итоге имеет возможность перейти на стадию принятия ситуации, диагноза ребенка, отвечая самому себе не на вопрос: «За что мне это?», а «Во имя чего?», «Что именно я могу дать моему малышу?» — это ответы на вопросы о личностной зрелости, постижении смысла жизни, жизнестойкости , мужества бытия и ответственности.
«Мой ребенок до прихода в центр и сейчас — это два разных человека. Пришли мы, когда ему было два года, с серьезной задержкой развития и выраженными аутичными чертами: сынок не проявлял никакого интереса ни к игрушкам, ни ко взрослым. Он или молчал, или издавал какие-то нечленораздельные звуки, боялся любых контактов, протестовал против всего нового! А сейчас... Я даже не представляла, что такое возможно. Он начал жить полноценной жизнью. У него появились нормальные детские эмоции: сын улыбается, смеется, иногда хитрит. Он играет сам и предлагает играть взрослым, потому что понимает: одному скучно. Он не просто говорит развернутой речью, он с удовольствием пробует читать.
Я хочу сказать огромное спасибо педагогам центра за то, что они работали не только с ребенком, они помогли мне почувствовать себя настоящей матерью! И еще хочется выразить благодарность врачам детской больницы им. Филатова за то, что вовремя направили меня за профессиональной помощью», − не сдерживает эмоций мама маленького С., подопечного службы ранней помощи.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы