Нина Самхаева по образованию учитель русского языка и литературы. Много лет отработала в школе. Затем — методистом в институте повышения квалификации для педагогов, отвечала за работу коррекционных школ-интернатов. 12 лет назад в ее жизни произошли кардинальные изменения: Нина Самхаева впервые пришла к детям, лишившимся родителей. Сейчас она — социальный педагог Центра содействия семейному воспитанию «Спутник» и уже не представляет своей жизни без ребят. В мае этого года Нина Самхаева за свой труд отмечена благодарностью Мэра Москвы.

Принимать детей такими, какие они есть

«Сама я выросла в большой многодетной семье в Калмыкии — у меня шестеро братьев и сестер. Мама работала библиотекарем, папа — строителем. Педагогами стали я и мой младший брат − он работает в колледже. Помню себя еще маленькой: мечтала стать адвокатом — очень хотелось защищать людей. А папа говорил: «Мне кажется, ты будешь педагогом — ты так любишь детей, всегда помогала нам со своими младшими братьями и сестрами», − вспоминает Нина Самхаева.

Много лет Нина работала с детьми в школе, помогала педагогам коррекционных школ в качестве методиста. «Проводила для воспитателей интернатов семинары, открытые мероприятия, мастер-классы», − рассказывает специалист.

12 лет назад ее жизнь сделала крутой поворот. Дети Нины Санджиевны выросли и отправились получать высшее образование в Москву. Она решила переехать в столицу вместе с ними.

На новом месте и работа была новой — Нина Санджиевна стала учителем в коррекционной школе-интернате № 110 (позже эта школа объединилась с Центром содействия семейному воспитанию «Спутник»). Так в ее жизнь вошли дети-сироты. «Отправила резюме в несколько школ, из трех мне пришло приглашение. Не знаю, почему я выбрала тогда именно организацию для детей, лишившихся родителей. Помню, вошла в класс и увидела таких красивых ребят! У них были очень добрые глаза! Мне дали 5-й класс, говорили, что он очень сложный. Но с ребятами мы подружились. У меня свой принцип работы: как я воспитываю своих собственных детей, так же подхожу и к воспитанникам. На глазах они стали меняться. Довела их до выпуска. Всегда принимала детей такими, какие они есть, всех их любила, старалась научить их быть добрыми, любить тех, кто их окружает», − делится социальный педагог.

Из учителя — в социальные педагоги

В 2014 году столичные детские дома и школы-интернаты стали центрами содействия семейному воспитанию. Их воспитанники учатся уже не у себя в учреждениях, а в ближайших школах, вместе со своими сверстниками из обычных московских семей. Учителей в штате центров теперь, соответственно, нет. Но Нина Самхаева свою жизнь без ребят уже не представляла, поэтому прошла переподготовку по специальности «социальная педагогика» и теперь она — мама для мальчишек и девчонок в семейной группе.

«Здесь создали все условия для воспитанников, дети живут, как в семье. В моей группе сейчас семеро мальчиков и девочек. Самой младшей — 10 лет, самый старший в январе отметит совершеннолетие. Конечно, есть сложности, но стараемся найти подход к каждому. Есть у меня воспитанница Лера, очень творческая девочка: посещает кружки, занимается со мной дополнительно — мы делаем поделки из фетра. Она раскрывается на глазах. Еще у нас в группе своя мини-семья — сестра Марианна и ее братья Денис и Максим. Они все очень разные, хоть и росли вместе. Какие бы дети к нам ни пришли, но постепенно они оттаивают», − с нежностью говорит о своих воспитанниках Нина Санджиевна.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы