10 августа 2021 года
Психологи семейных центров постоянно находятся в поиске новых методик психокоррекционной работы. Высокий результат в этой области неизменно показывают арт-терапевтические методы. Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к сверстникам и взрослым. Как через игру и с помощью уникальной технологии — мозартики достичь положительного эффекта в решении проблем, рассказывает психолог семейного центра «Зеленоград» Жанна Глушач.
«Методика представляет собой игровое поле, на котором ребенок создает картину из маленьких пазлов. При этом, в зависимости от проблемы, заявленной в семье, данный набор может быть с абстрактным содержанием (например, „Космос“) или сюжетно-ролевой тематики (такие как „Усадьба“, „Деревня“). Таким образом, создавая картину, дети и подростки перерабатывают свой жизненный опыт, наглядно представляют проблему, с которой столкнулись, и открывают в себе или окружающем мире способы преодоления случившегося», — говорит специалист.
Авторы технологии, художник-дизайнер Полина Руссавская и кандидат педагогических наук Елена Бондаренко, создали оригинальную методику, которая помогает психологам работать с абсолютно разными детскими проблемами: напряжение, тревожность, страхи, агрессия, неуверенность в себе, проблемы в коммуникациях, нарушения в детско-родительских отношениях.
Кроме того, методика обладает реабилитационным потенциалом, так как на игровом поле ребенок сам руководит процессом. Он может менять сюжет, трансформировать пережитый негативный опыт, отреагировать «запретные» эмоции, победить в ситуации, в которой испытал стресс.
Учитывая эмоциональную закрытость и потребность в защите личных границ ребят в подростковом возрасте, мозартика помогает установить доверительный контакт и наладить психотерапевтические отношения подростка и психолога. Занятия мозартикой проводятся в разных форматах: групповом, индивидуальном, в процессе семейной консультации. В каждой ситуации разноцветные картины становятся волшебным мостиком к решению проблем.
Темница знаний
В семейный центр обратились родители семнадцатилетнего Антона. «У него ЕГЭ на носу, — делится переживаниями Анна, мама подростка, — нужно все силы на подготовку бросить, а он потерял интерес к учебе. Вместо дополнительных занятий сидит на диване и ничего не делает!»
В процессе консультации психолога стало понятно, что юноша испытывает психоэмоциональное перенапряжение, волнуясь за результат экзаменов. Стараясь соответствовать ожиданиям родителей, Антон всё свободное время посвящал школьной учебе, но с приближением даты экзаменов напряжение нарастало, и организм от стресса дал сбой — ребенок перестал чувствовать интерес к жизни.
С помощью набора мозартики «Туманы» подросток в кабинете психолога в течение нескольких занятий выстраивал картины на игровом поле, на котором был изображен птенец, смотрящий в окно. В беседе со специалистом мальчик признался, что «сам, как и этот птенец, не живет, а только наблюдает, как живут другие сверстники». Картина за картиной менялись образы за окном: из пустых абстракций они превращались в яркие, наполненные эмоциями пейзажи, а позже на витраже появились жители, которые вступали с птенцом в диалог. Ребенок «вышел» из темницы и почувствовал интерес к жизни.
Родителям подростка были даны рекомендации по нормализации учебы и свободного времени подростка. Они были встревожены перспективой нервного срыва у сына и изменили отношение к его школьной подготовке.
Мир семьи — мир в семье
Когда семья семилетней Алёны появилась на консультации в кабинете психолога, то, казалось, даже воздух наполнился напряжением.
«Мать неправильно воспитывает дочь, да и вообще не выполняет своих обязанностей», — возмущенно кричал Олег, папа девочки. «А ты ничего не делаешь, только с друзьями или на работе пропадаешь, — отвечала Елена, его супруга.
В конфликтах родителей ребенок вел себя тихо и замкнуто. Во время препирательств взрослых и девочка всё глубже вжималась в кресло. На вопрос, что же привело сюда всю семью, родители сошлись во мнениях: обоих волновало поведение ребенка, которое с недавнего времени изменилось. По словам супругов, девочка стала пугливой, тревожной, часто плачет, а совсем недавно у нее начался энурез.
Родители посещали консультации психолога, где пытались разрешить взаимные обиды и претензии, а Алёна приходила на игровые психокоррекционные занятия.
Выполняя задание по созданию мира своей семьи, на игровом поле девочка расположила дремучие леса, страшную реку и по углам картины — три скамейки, которые символизировали маму, папу и ребенка. Увидев это, родители задумались над тем, как ощущает себя ребенок во время конфликтов.
Через некоторое время уже вся семья включилась в работу над мозаикой. В отличие от первого варианта, этот витраж был наполнен ручейками, клумбами, мостиками от домика к домику и березовой рощей счастья. Ребенок, почувствовав поддержку и любовь родителей, стал более уверенным в общении с окружающим миром, энурез больше не проявлялся.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы