4 августа 2021 года
В столичных семейных центрах действует более 20 программ, направленных на профилактику вредных привычек у подростков. Что делать родителям, которые хотят защитить своих детей от возникновения зависимостей, и как помочь тем, кто уже поддался искушению, рассказывает психолог семейного центра «Берегиня» Анастасия Заболотная.
«Мой сын начал курить»
В семейный центр «Берегиня» обратилась Оксана П. с просьбой помочь ее несовершеннолетнему сыну, который начал курить. Мать не смогла найти нужных слов, чтобы убедить сына бросить эту пагубную привычку.
Оксана вместе с Алексеем была приглашена на семейную консультацию для того, чтобы выявить, по каким причинам у ребенка возникла эта зависимость, а также оценить характер взаимоотношений в семье, найти возможные ресурсы для дальнейшей работы.
Женщина рассказала, что около полугода назад начала замечать от сына сигаретный запах. В первый раз она решила не придавать этому значения, но когда случаи участились, поговорила с подростком, объяснила, как табакокурение сказывается на молодом организме.
Юноша тогда сказал, что он не курит, а запах от него из-за того, что в компании есть курящие ребята. Но позже, поняв, что Алексей говорит неправду, Оксана начала действовать кардинально: запретила сыну общаться с друзьями, которых посчитала невоспитанными и асоциальными.
Алексей и вовсе перестал слушаться маму, стал чаще задерживаться на прогулках, а сигареты подросток уже даже и не прятал. Тогда Оксана ограничила сына в финансах, но и это не помогло.
«Мы постарались разобраться прежде всего в том, что побудило ребенка начать курить. Это мог быть дискомфорт, связанный с трудностями в самоутверждении и самоидентификации, недостаточностью условий для самовыражения, у подростка могли быть проблемы с самооценкой или коммуникацией со сверстниками, а также с возрастными кризисами. Мы объяснили Оксане, что любая деятельность человека обоснована несколькими мотивами, причин может быть много. Ошибка матери состояла в том, что разговор с подростком был построен на обвинениях, угрозах и запретах. Вопрос, почему, в диалоге не прозвучал», — говорит психолог.
Родители взрослеющих детей должны знать, что во время переходного возраста подростки стремятся к самостоятельности, подпитывая чувство «взрослости» не всегда приемлемыми способами. Подростку действительно важно и необходимо включиться в социум и утвердиться в нем. Они ищут поддержки от взрослых, только принимать ее они готовы не в привычной, «детской» форме, а в формате сотрудничества, который подразумевает взаимодействие между взрослыми людьми, которые уважают друг друга и приходят к взаимопониманию. Именно поэтому важно научиться слушать и слышать ребенка, использовать диалог вместо указаний и говорить с подростком, как со взрослым человеком.
Я хотел стать «своим»
После первых психотерапевтических сессий Оксана с радостью поделилась, что они с сыном стали чаще говорить друг с другом. Юноша объяснил, что начал курить, потому что многие ребята в его компании уже делали это, а он выделялся среди товарищей, чем вызывал их насмешки. Боясь отторжения, Алексей выбрал путь наименьшего сопротивления и тоже начал курить.
«Ребята смеялись надо мной и говорили, что я просто «мелкий» и не понимаю их. Спустя какое-то время я начал курить вместе с ними и тогда сразу стал «своим», — поделился Алексей.
С Оксаной и Алексеем были проведены профилактические и просветительские беседы, направленные на улучшение детско-родительских отношений, повышение эффективности взаимодействия. Маме рассказали об особенностях переходного возраста, уровнях самосознания, способах самовыражения и путях решения конфликтных ситуаций.
Вскоре Алексей начал заниматься самбо, постепенно отказался от вредной привычки: она перестала быть для него способом самоутверждения. Более того, Алексей заметил, что курение стало объективно мешать реализации его потенциала в спортивной среде.
Увлечение курением, как и другими вредными занятиями, может уйти на второй план, если у подростка правильно и интересно организован его досуг, когда он чем-то увлечен, к чему-то стремится. Это может быть, как в нашем случае, спорт, это может быть познавательная деятельность, научные исследования, когда ребенок обогащается интеллектуально, духовно и физически. Это поднимает настроение, мотивирует вести здоровый образ жизни, повышает стремление развиваться гармонично.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы