Сегодня Центр содействия семейному воспитанию «Радуга» стал домом более чем для 50 мальчиков и девочек, лишившихся своей семьи. Здесь им помогают вернуться к родным, когда это возможно, обрести новые, приемные семьи, справиться с последствиями психологических травм, раскрыть свой потенциал и подготовиться ко взрослой самостоятельной жизни. Центр создан 6 лет назад, и все это время его возглавляет Людмила Соболева, почти 50 лет отдавшая работе с детьми-сиротами.

− Людмила Александровна, как вы выбрали для себя профессию педагога?

− «Путевку» в профессию мне дала моя учительница математики. Мы очень с ней дружили. С малых лет знала, что тоже буду учителем математики. Она учила меня не только своему предмету, но и готовить еду, красиво одеваться, ухаживать за собой, мы вместе читали много книг, подолгу обсуждали их. Вторым человеком, который сыграл значимую роль в моем выборе, был мой отец. Он был председателем колхоза. В свое время уехал из Москвы поднимать целину, так познакомился с моей мамой, они создали семью. Папа всегда говорил, что нужно много работать, прежде всего, над собой, и любить людей, тогда все получится. Ты можешь быть рабочей, учительницей, председателем, это неважно, главное, чтобы ты была человеком считал он.

− Как вы пришли к детям, оставшимся без попечения родителей?

Начинала я работать учителем в своей же родной школе во Владимирской области, в 1974 году переехали с мужем в Москву, и я стала учителем в школе-интернате. С тех пор и работаю с детьми-сиротами. В 80-е годы пришла работать директором в школу-интернат № 55. Семь лет назад наш интернат был объединен с детским домом № 46 и стал называться «Центр содействия семейному воспитанию «Радуга». Мы вместе с детьми переехали в здание бывшего детского дома в Гольяново.

− Как изменился Центр «Радуга» за эти годы?

− Когда впервые оказались в этом доме, здание было в плохом состоянии. Здесь давно не делали ремонт, неуютно было. За два месяца мы отремонтировали его, привезли мебель, переоборудовали все полностью. Получился уютный и красивый Центр. Помогали и мои выпускники. Приходили вечерами в выходные, вообще мы работали здесь днями и ночами, чтобы дом скорее мог встретить своих воспитанников. Сейчас у нас 56 мальчиков и девочек в возрасте от 3 до 18 лет, есть ребята с ограниченными возможностями здоровья. Все они получают образование: посещают детские сады, школы, колледжи. Вообще большое внимание уделяем учебе. Без этого нельзя. Воспитатели делают с ребятами дополнительные задания, кроме обычной домашней работы. Подтянуть предметы помогают волонтеры и наши выпускники. Сама лично до сих пор каждый день занимаюсь математикой с воспитанниками, которым она тяжело дается. Недавно к нам пришли мальчик и девочка, в свои 16 лет они учились в 5 классе. За год прошла с девочкой программу двух классов, теперь она пойдет в 7-й, с мальчиком удалось даже больше — в сентябре он станет восьмиклассником.

− Когда было сложнее работать: раньше или сейчас?

− С детьми-сиротами всегда было работать непросто: ведь им не хватает родительской любви и внимания, хотя мы делаем все для того, чтобы в центрах им было хорошо. Сейчас улучшилась материальная база, дети стали учиться в обычных школах района, заниматься в кружках и секциях. Имеем возможности организовывать нашим воспитанникам занятия с репетиторами, они регулярно встречаются с волонтерами. Но, независимо от материальных возможностей, мы всегда старались подарить детям именно тепло.

Ребята, которые выпустились даже 30 лет назад, приходят со своими женами и детьми и говорят малышам: «Ты давно спрашивал меня, кто моя мама — твоя бабушка. Вот она!». Один из выпускников недавно сказал: «Я часто заставлял вас понервничать. А сейчас думаю: самые счастливые мои дни были в детском доме! Как многому вы меня научили!». Мы, действительно, многому их учим. Всегда готовили детей к самостоятельной жизни. Почему у нас так чисто? Потому что дети сами следят за порядком: за своими вещами и комнатами. По выходным проводим для них кулинарные мастер-классы, потом можем сделать экскурсию в кафе или торговый центр, естественно сейчас пандемия свои коррективы в эту работу внесла. Очень радостно видеть, что наши выпускники состоялись в жизни! Большинство из них учится, работает, создает свои семьи — это здорово.

Кем из выпускников вы больше всего гордитесь?

− В памяти много хороших ребят. Но особенно запомнилась Светочка. Пришла в 90-х в детский дом маленькая, хрупкая, слабенькая. У нас она окрепла. Из болезненной малышки выросла в красивую девушку. Окончила институт, выучила английский и шведский языки, занимается бизнесом, у нее свой дом за городом, создала свою семью, стала мамой замечательных деток. Она до сих пор помогает своему Центру, выпускникам, оказавшимся в трудной ситуации. Например, в одной семье наших выпускников тяжело заболел ребенок — она организовала для него лечение в Германии, и мальчик поправился. То, что вкладывали в душу, оно дает свои плоды, это очень важно. Вообще наши выпускники стараются помогать друг другу. И нам нельзя бросать выпускников, иногда ведь и дети, имеющие семьи, не могут справиться с какими-то трудными ситуациями в жизни, им нужно надежное плечо рядом.

− Какими качествами должен обладать человек, работающий с детьми-сиротами?

Детская боль должна быть твоей болью. У нас сложившийся коллектив, некоторые люди работают со мной уже 20 лет. Самое главное в людях — честность и порядочность. Может что-то не получаться в профессиональном плане, могут быть ошибки, научим. Не сможем научить здесь — отправим учиться дальше, курсы пройдем, переподготовку.

− Кто-нибудь из ваших выпускников пошел по вашим стопам, есть ли среди сотрудников Центра?

В нашем Центре — нет, но выбирающих социальную защиту, работающих в других учреждениях, среди них немало.

− Главная задача центров содействия семейному воспитанию — сделать все, чтобы дети обрели родителей. Как находят приемные семьи воспитанники «Радуги»?

Ежегодно мы передаем в семьи около 20 детей. У нас здесь своя Школа приемных родителей. Ежегодно обучаем около 60 будущих мам и пап. Применяем на занятиях разные формы подготовки. Кроме традиционных лекций, семинаров и тренингов, есть и практика: приглашаем слушателей в семейные группы, где они непосредственно общаются с детьми — проводят для них всевозможные мастер-классы, вместе с воспитанниками готовят мероприятия и праздники. И шарлотки пекут, и на гитарах играют.

Приемным семьям оказывает помощь наша служба сопровождения. Сейчас у нас 40 семей, в которых воспитывается около 90 детей, в основном, из близлежащих районов. Мы выстроили уже свою, работающую систему их поддержки. За 6 лет существования Центра «Радуга» ни одна семья, состоящая у нас на сопровождении, не вернула ни одного ребенка обратно в организацию для детей-сирот! Это главный результат нашей работы. Есть приемные родители и среди наших сотрудников.

После совершеннолетия ребенка официально завершается опека над ним, но не прекращаются теплые отношения, возникшие в семье за то время, которое он там воспитывался. И в любой семье, для любого человека, помощь никогда не бывает лишней. Поэтому выпускников из наших приемных семей мы часто сопровождаем и после 18-летия, наравне с выпускниками ЦССВ, уже в рамках постинтернатного патроната.

− Каким был ваш самый счастливый день на работе?

Иногда, уже ночью, бывает, иду по центру и думаю — все спят, тишина, порядок. Еще трудятся нянечки крутятся стиральные машины, кто-то гладит белье, чтобы утром у ребят было все чистое и свежее. Все на месте, завтра новый день, вот это счастье. Но вообще у меня есть мечта, чтобы не было детских домов, интернатов, центров, неважно, как мы их назовем, чтобы дети всегда были дома, в семье. Всегда говорю нашим ребятам — я хочу только одного, чтобы никогда, ни при каких обстоятельствах, ваши дети не оказались в детском доме!

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы