В Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой, подведомственном столичному Департаменту труда и соцзащиты, основным направлением деятельности является восстановление двигательной активности у взрослых и детей с нарушением функции движения, но также большое внимание в реабилитационной программе уделяется профилактике соматических осложнений и психолого-педагогической коррекции.

В учреждении используются как инновационные, так и классические методы терапии: грамотное сочетание нескольких техник и методик дает высокие результаты. В этом материале врач-психотерапевт центра Валентина Пальмова рассказала о направлении арт-терапии как части комплексной реабилитации.

Арт-терапия в реабилитации детей может относиться к современным терапевтическим технологиям. Это один из нетрадиционных способов реабилитации, которым пользуются психотерапевты для коррекции психоэмоционального состояния ребенка.

Так, в Центре реабилитации им. Л. И. Швецовой в рамках арт-терапии на занятиях с использованием изобразительных средств специалист анализирует эмоциональный настрой ребенка через его рисунок. Творческое самовыражение маленького пациента через визуализацию помогает специалисту составить более глубокое представление о психическом состоянии малыша и разработать программу в соответствии с его индивидуальными особенностями.

«Погружение ребенка в изобразительную деятельность позволяет в первую очередь реализовать лечебные цели: например, облегчить проявления депрессии, снять тревогу и чувство собственной никчемности. Благодаря подключению арт-терапевтических упражнений к основному курсу реабилитации у детей повышается интерес к жизни, желание справиться с предстоящей задачей. Помимо основных целей, арт-терапия позволяет расширить эрудицию, делает пребывание в центре полезным для когнитивного и духовного развития ребенка», − рассказала Валентина Пальмова.

Занятия арт-терапией, как правило, проходят в сочетании с другими видами творческого воздействия: сказкотерапией, музыкотерапией и упражнениями с применением метафорических карт. Такой комплексный подход стимулирует интерес детей к реабилитационному процессу и помогает создавать позитивную терапевтическую атмосферу, нацеленную на улучшение психического состояния ребенка.

«Как показывает многолетний опыт, активный интерес к изобразительной деятельности незаметно корректирует восприятие и улучшает речевые функции, а главное — пробуждает интерес к интеллектуальному развитию», − заключает Валентина Пальмова.

В завершение курса родители получают подробные рекомендации для занятий с детьми в домашних условиях. Для того чтобы лучше понимать задачу, врач-психотерапевт советует родителям сначала самим выполнить то или иное упражнение, которое они будут практиковать вместе со своими детьми.

Одно из таких упражнений, помогающее снять стресс и наладить внутреннюю гармонию, − «Рисунок под музыку». Это упражнение позволяет стабилизировать психическое состояние, раскрыть энергетический потенциал, справиться со стрессом и плохим настроением и даже избавиться от невроза и депрессии.

Для выполнения упражнения понадобится лист бумаги, краски или цветные карандаши и приятное музыкальное сопровождение: например, запись естественных звуков природы.

Закройте на миг глаза, расслабьтесь, постарайтесь погрузиться в мелодию, прочувствовать каждый звук. Подключите воображение и рисуйте то, что слышите. Музыка всегда вызывает какие-то образы, ассоциируется с теми или иными оттенками. Все ваши представления смело выплескивайте на бумагу, прорисовывайте то, что рождается в вашей голове. Ориентируйтесь больше на подсознание, не создавая никаких специальных сюжетов. Используйте любой стиль рисования от простроенного рисунка до причудливой абстракции. Вы можете просто брызгать, лить пятна или нарисовать полоски. Эстетическая сторона вашего рисунка не имеет значения, главное — спонтанные свободные образы, сочетание непродуманных линий, интенсивность цвета и удовольствие от деятельности.

С помощью выполнения таких упражнений человек приобретает больше возможностей для получения позитивного решения проблем, преобразовывая жизненные переживания в свое произведение искусства. В процессе создания интуитивного рисунка появляется переосмысление жизненной ситуации и намечается путь выхода из кризиса, снимается внутреннее напряжение.

Справочно:

Чтобы получить реабилитационные услуги в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой, необходимо обратиться в Территориальный центр социального обслуживания или напрямую в учреждение.

На данный момент оказывает услуги в полном форме, со всеми мерами предосторожности. Специалисты центра вакцинированы от коронавирусной инфекции, а во время занятий они носят маски и перчатки.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы