Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Директор Центра «Возрождение» Марина Минакова — о работе с детьми, атмосфере в коллективе и своем лекарстве от усталости

18 июня 2021 года

Директор Центра «Возрождение» Марина Минакова — о работе с детьми, атмосфере в коллективе и своем лекарстве от усталости

В этом году столичная система социальной защиты отмечает юбилей — 30 лет. За эти годы сфера сильно изменилась: внедрены новые подходы к оказанию помощи и стандарты, поставлены новые задачи. Неизменным остается лишь то, что в системе соцзащиты работают люди особого склада характера, многие из которых верны профессии долгие годы. Яркий пример — директор Центра содействия семейному воспитанию «Возрождение» Марина Минакова, которая возглавляет учреждение почти 20 лет.

— Марина Вячеславовна, 30-летие соцзащиты — значимая дата, дающая возможность оглянуться назад и оценить произошедшие изменения. Какие, на ваш взгляд, преобразования оказались самыми значимыми?

— Да, за эти годы действительно изменилось очень многое. И условия проживания детей, и организация образовательного процесса, и даже контингент детей. «Коридорная» система проживания детей в учреждении давно устарела, на смену ей пришла концепция, в которой наша главная цель — чтобы ребенок нашел семью: вернулся в кровную или обрел приемную. И пока он живет в учреждении, условия здесь тоже должны быть максимально приближены к семейным. На примере наших воспитанников мы видим, как эта система работает, какое важное влияние оказывает на детей. Они живут в группах-«квартирах», собираются за общим столом, питаются по разнообразному меню — как дома. Мы — одна большая семья, но при этом все мои коллеги знают: нужно приложить все усилия, чтобы ребенок нашел семью настоящую. Это наша главная задача, цель работы всех подразделений «Возрождения». Кропотливая и ответственная работа, но мы к ней готовы.

— Вы сами возглавляете Центр без малого 20 лет, да и в коллективе «Возрождения» есть сотрудники, которые работают здесь уже не один десяток лет. Как удалось добиться такой стабильности?

— Я пришла в Центр, тогда еще школу-интернат № 72, где воспитывались дети с задержкой психического развития, в 1996 году учителем английского языка, через несколько лет стала завучем, а в 2002 году — директором. И к моменту моего прихода — четверть века назад — здесь работала уже почти половина нынешнего коллектива!

Конечно, к нам приходят и новые сотрудники, в том числе наши выпускники. Педагогический коллектив растет, развивается, но в графе «вакансии» у нас по-прежнему прочерк. Случайных людей у нас нет, мы все, как я уже говорила, большая семья. И я как директор очень дорожу всеми своими сотрудниками, потому что, когда речь идет о детях, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, можно работать только с людьми, проверенными временем. На нашем взаимном доверии, на профессионализме, неравнодушии и самоотдаче строится очень многое.

— Сейчас в «Возрождении» больше ста ребят, и у каждого — своя история, характер, особенности...

— Коллективу Центра пришлось адаптироваться к новым условиям и задачам работы с детьми с ОВЗ, и я считаю, что от новых реалий выиграли не только дети, но и специалисты. Они усовершенствовали свои профессиональные навыки, многому научились, прошли профессиональную переподготовку. Это расширило возможности коллектива.

С детьми у нас работают психологи, логопеды, социальные педагоги, воспитатели. Первое время ребенок, попавший в Центр, испытывает стресс, и главная задача — помочь ему адаптироваться, войти в новый коллектив, привыкнуть. Это очень ответственный момент.

Сейчас мы принимаем детей очень разных — и по возрасту, и по уровню развития, и состоянию здоровья. Каждому стараемся обеспечить адресный подход. Раньше дети с ОВЗ были гораздо менее адаптированы к социуму, сейчас наши ребята посещают общеобразовательные школы, занимаются творчеством, спортом.

У нас в «Возрождении» очень мощный блок дополнительного образования. Это позволяет занимать детей в свободное время, развивать их творческие и физические способности, выявлять склонность к тому или иному виду деятельности, что помогает в профориентации. Наши творческие коллективы — театральная студия «Я — Артист», хоровая студия «Исток», хореографический ансамбль «Ритмы планеты» — активные участники городских мероприятий, постоянно занимают призовые места. Спортсмены — футболисты, баскетболисты, шахматисты — тоже стабильно среди призеров. Несколько раз в год турклуб «Вершина» организует туристические походы. Так что развиваем детей всеми доступными способами! Наши дети рисуют, мастерят, лепят, учатся готовить, умеют ухаживать за собой, помогают друг другу. Старшие дети заботятся о малышах. Как в большой дружной семье!

— Если коллектив и воспитанники Центра как семья, то Вас можно сравнить с многодетной мамой. Как справляетесь с такой ролью?

— В коридоре я никогда не прохожу мимо ребенка просто так. Обязательно что-то скажу, о чем-то спрошу, и дети ведут себя точно так же. Я в курсе всех детских проблем, особенностей, печалей и радостей. Каждый воспитанник может зайти ко мне в кабинет: просто поздороваться, пообщаться, рассказать новости, поделиться успехами. Просят пообщаться наедине — значит, наболело, значит, произошло что-то очень важное для ранимой детской души... Я очень ценю это доверие, оно дорогого стоит. А от доверия между взрослым и ребенком иногда зависит судьба ребенка, оно позволяет не пропустить тот момент, когда ему нужна помощь.

Иногда сама приглашаю к себе в кабинет для серьезной беседы —разные бывают ситуации. Знакомые не из сферы образования часто спрашивают: как мы справляемся с детьми. Я отвечаю, что у нас, педагогов, есть только один метод воздействия — это слово. Беседа, откровенный разговор. И нужно уметь так подобрать слова, чтобы ребенок понял, как ему поступить, какое решение принять, что сделать, чтобы выбраться из трудной ситуации. Это важнейший момент в процессе воспитания и маленьких детей, и подростков, просто слова нужно подобрать для каждого свои. С малышом можно пошутить, что я в подзорную трубу видела, что он не сделал уроки. Со старшими разговор другой, взрослый и серьезный. Но без внимания никто не остается.

— Как вы справляетесь с усталостью? Как предотвращаете эмоциональное выгорание?

— Моменты в жизни бывают разные... Огромная ответственность руководителя — за детей, за коллектив — не позволяет расслабиться ни на минуту. Это непростой путь, нужны большой опыт, работоспособность и мотивация. И силы, физические и моральные. А еще обязательно нужно любить детей.

У меня в кабинете в рамках висят фотографии детей, выпустившихся из Центра за годы моей работы. Когда на сердце тяжело, я смотрю на них, вспоминаю, какими эти дети были, как росли, чем увлекались. Со многими я поддерживаю связь, про кого-то узнаю от сотрудников, от других выпускников. Самая большая радость — знать, что у ребят все в жизни сложилось хорошо, что они создали семьи, растят своих детей в любви и заботе. Значит, мы воспитали их правильно. Это не только радость, но и стимул работать дальше.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория контента:Интервью

Новости по теме