10 февраля 2021 года
Пандемия внесла коррективы в ситуацию на рынке труда: сейчас в Москве зарегистрировано 80 тысяч безработных граждан, и каждому из которых столичная служба занятости готова предложить индивидуальный карьерный сценарий. В столице работу может найти каждый, кто хочет работать. Только в открытой базе Центра занятости населения можно найти более 264 тысяч открытых вакансий в различных компаниях и организациях — это в два раза больше, чем до пандемии.
«За последние 30 лет московская служба занятости прошла большой путь развития, став проводником активной политики занятости в мегаполисе. Москва сфокусирована на том, чтобы оказывать адресную помощь безработным москвичам, особенно — людям, которым на рынке труда приходится труднее всего, кому необходима поддержка в трудоустройстве, переквалификации, переобучения. Москва — флагманский регион, и именно здесь в последние годы были разработаны и успешно внедряются специальные программы по трудоустройству жителей предпенсионного возраста (50+) лет, людей с инвалидностью, молодых специалистов, женщин с маленькими детьми. Крупные организации, столичный бизнес стали партнерами города в этих проектах, — сказал руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Евгений Стружак. — Масштабная модернизация московской службы занятости стартовала в 2019-м. И главной задачей стал отказ от формальных подходов к трудоустройству и переход к индивидуальному подходу к каждой жизненной ситуации соискателя».
Сейчас ЦЗН «Моя работа» трансформировался в самый крупный государственный кадровый оператор, специализирующийся на трудоустройстве, повышении квалификации и профобучении, комплексной оценке навыков. Обновленная инфраструктура — это 56 отделов трудоустройства (из них 50 находятся в центрах госуслуг «Мои документы») и два Флагманских центра «Моя работа». Флагманы на ул. Щепкина и Шаболовка предоставляют широкий спектр услуг: карьерные консультации, тренинги, подбор вакансий, помощь в открытии своего дела и регистрации самозанятости, тестирование, составление программ профобучения и так далее.
В систему столичной сферы содействия трудоустройству входят специализированный центр занятости «Моя карьера», а также учебный центр «Профессионал».
С 2019 года ЦЗН начал глобально менять собственные бизнес-процессы с учетом московского стандарта предоставления госуслуг. Так, были переведены в онлайн подача различных заявлений и предоставление отчетности. Служба занятости разработала новый подход к услугам, что значительно сократило бюрократические процедуры. Специалисты на приеме получали информацию о соискателях через систему межведомственного электронного взаимодействия — сведения из Пенсионного фонда РФ, налоговых органов и МВД.
Период пандемии
«Cлужба занятости оперативно и гибко реагировала на изменения рынка труда. Все принятые меры помогли сотням тысяч людей пережить тяжелое время. С началом пандемии было увеличено пособие по безработице по всей стране. Мэр Москвы дополнительно ввел московскую региональную доплату. Федеральное пособие выросло до 12 130 рублей, а региональная доплата для тех, кто потерял работу из-за пандемии, — до 19 500 рублей, — рассказал Евгений Стружак. — Также надо было быстро создать эффективную дистанционную систему, чтобы люди могли оформить и получить поддержку. Москва заняла первое место в рейтинге регионов по выплатам социальных обязательств безработным и недопущению просрочки установленных законом сроков выплат в 11 дней».
Центр занятости населения смог ответить вызовам пандемии благодаря трансформации, пройденной в 2019 году. Специалисты быстро перестроили работу под потребности людей. Именно во время самоизоляции было понятно, что безработные не смогут предоставить необходимые для регистрации документы. Служба занятости полностью отработала все технологии и перешла на проверку всех данных соискателя (паспортные данные, место жительства, сведения о стаже) в онлайн.
Максимально быстро была выстроена работа по информационной поддержке граждан по всем услугам Центра занятости населения, а также по подаче онлайн-заявления на получение пособия по безработице и поиск работы. Контакт-центр проконсультировал более 1 млн человек по социальным выплатам. Многие из обратившихся могли получить ответы на волнующие вопросы в социальных сетях Центра, постоянно актуализировалась информация на портале, где размещаются подробные инструкции и нормативные документы. Более 14 млн человек посетило сайт Центра занятости населения.
Всего было отработано около 450 тысяч заявок в онлайн, из них две трети поступило через сайт czn.mos.ru. Более 200 тысяч зарегистрированных тогда безработных получили 14,58 миллиарда рублей господдержки. В результате новых вызовов служба занятости установила стандарт, который поддерживается и после снятия ограничений: все заявления можно оставить онлайн.
«Помощь не заканчивается. Помочь найти работу тем, кто готов оперативно выйти на рынок труда, — сейчас ключевая задача. Делается ставка на активную стратегию для каждого соискателя — поиск работы, повышение квалификации, помощь в открытии собственного дела и регистрации самозанятости, обучение и „апгрейд“ необходимых навыков», — подчеркивает Евгений Стружак.
Карьерные эксперты максимально подготавливают кандидата под требования рынка труда. Специалисты помогают составить конкурентоспособное резюме или адаптировать его под вакансию, учат пользоваться популярными интернет-порталами по поиску работы, грамотно задавать параметры поиска вакансий, откликаться на предложения работодателей.
Одна из главных задач службы занятости — эффективное трудоустройство граждан. Специалисты детально изучили портрет безработного и формируют кастомизированную базу актуальных предложений. За счет партнерского сотрудничества с работными сайтами (HeadHunter, Super Job, Работа.ру и Avito) значительно расширяется банк вакансий, сейчас он в 2,5 раза больше, чем в доковидный период, и составляет более 265 тыс. вакансий. Данная технология позволит предоставить ищущим работу гражданам самую большую и актуальную базу вакансий в России, тем самым повышая шансы кандидатов найти новую работу.
Для достижения оперативного трудоустройства соискателей специалисты внедрили технологии открытых отборов. Крупнейшие работодатели из сферы ритейла, экономики и финансов, ЖКХ и строительства обеспечивают набор подходящих кандидатов на площадках службы занятости. Работодатель получает верифицированных соискателей, а кандидату предоставляется возможность пройти интервью сразу в нескольких компаниях. Эта технология подбора помогает мотивированным соискателям быстрее пройти собеседование и фактически одномоментно получить приглашение на работу.
В Москве высокий спрос на организацию собственного дела и регистрацию самозанятости, это не только позволяет легализоваться и выйти из серой зоны, но и дает возможность работать удаленно, что актуально сегодня. Человеку, заинтересованному в этом, Центр оказывает всю необходимую помощь: от консультирования до регистрации, в том числе и в онлайн-формате. Специалисты помогают в вопросе выбора эффективной формы бизнеса, разработки бизнес-плана, развития и продвижения личного бренда, мер господдержки. Совместно с ключевым партнером — Сбером — на площадке Флагманского центра разработаны удобные сервисы для граждан, желающих организовать самозанятость или открыть собственное дело. Достигнуты договоренности о сотрудничестве и трудоустройстве с ключевыми игроками рынка — Яндекс, YouDo, Profi.ru, GettTaxi, Avito.
За 2020 год в ЦЗН за различными сервисами обратилось более 400 тысяч человек. Из них 16 тысяч прошли бесплатное профобучение, повысили квалификацию. Более 175 тысяч — трудоустроены.
Центр «Моя карьера»
У специализированного центра занятости «Моя карьера», открывшегося в июне 2019 года, — особая роль. Это пространство социальных возможностей для заинтересованных в своем профессиональном и личностном развитии москвичей, социально ответственных организаций и ведущих экспертов отрасли. Сегодня «Моя карьера» помогает находить работу всем жителям столицы, но основная его задача — помогать тем, кому труднее всего на рынке труда (50+, людям с инвалидностью, молодежи, малообеспеченным семьям, мамам с детьми). В прошлом году центр оказал свыше 85 тысяч услуг. Около 14 тысяч человек обратились за помощью в трудоустройстве, и более половины из них нашли работу. Все услуги центра — бесплатные.
«Моя карьера» внедряет инновационные практики и технологии трудоустройства, используя успешный мировой опыт и наработки ведущих экспертов. Важно поддержать соискателя на всех этапах: резюме, профтестирование, индивидуальный подбор вакансий, собеседование, адаптация на новом месте. Любой желающий может пройти тренинги, проработав мотивацию, эмоциональные установки, «гибкие навыки», прокачать цифровую грамотность. Всего доступно более 50 программ. Записаться на прием к карьерному консультанту можно на сайте mos.ru или по телефону +7 (495) 870-44-44. Расписание мероприятий доступно в «Афише» на портале mycareer.moscow.
Центр «Профессионал»
По направлению центров занятости крупнейший в России многопрофильный учебный центр «Профессионал» бесплатно обучает по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования москвичей (18+) — безработных граждан, женщин с детьми-дошкольниками, жителей столицы старше 50 лет.
В Центре есть все необходимое оснащение для обучения современным востребованным профессиям: специально оборудованные учебные аудитории, IT-классы, тренировочные полигоны, мастерские, парк транспортных средств, станки и тренажеры. Обучение можно пройти очно или в дистанционном формате, выбрав одну из более 70 образовательных программ по основным востребованным направлениям: IT, коммуникации, предпринимательство, продажи, экономика и финансы, производственная сфера и сфера услуг.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы