Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Автогонщик Тимофей Андрющенко — о проекте «PROГероев»: «Пилот — это вершина айсберга, а результат зависит от команды»

22 июля 2020 года

Автогонщик Тимофей Андрющенко — о проекте «PROГероев»: «Пилот — это вершина айсберга, а результат зависит от команды»

Знаменитый российский автогонщик, мастер спорта Тимофей Андрющенко сейчас ведет проект «PROГероев» — онлайн-лагерь для ребят 14–17 лет. Этот проект центра «Моя карьера» создан специально для активных, сознательных подростков, желающих изнутри узнать о современных профессиях, научиться стойкости, чтобы в дальнейшем построить успешную карьеру. Вице-чемпион по ралли в интервью рассказал, без каких качеств невозможно стать успешным гонщиком, почему круто знать матчасть и уметь решать сложные задачи руками и головой, а также как заинтересовать и заинтриговать подростков.

— Почему такой проект, как «PROГероев», важен для подростков? Некоторые считают, что это просто развлечение. Вы согласны?

— Для подростка это «окошко», возможность узнать что-то новое из области, которая ему интересна. Этот проект направлен на профориентацию. Но все же это не просто рассказ, что такое гонки. Цель здесь — на примере гоночной команды рассказать о совершенно разных, интересных, увлекательных профессиях в автомобильной сфере. Согласитесь, курс под названием «Основы работы автослесаря» будет не особенно привлекательным для детей. А вот гонки, ралли, герои, адреналин — это тема подростков, за которую их можно зацепить. В том числе и тех детей, которые не планируют связывать свою жизнь с инженерией или автоделом. В этом плане гоночная команда — это мини-модель коллектива, в котором есть и директор, и инженер. И каждое звено здесь играет свою роль. Пилот — лицо команды — многим интересен. Штурман — малоизвестная роль, тоже очень важная. А механик в гоночной команде — это не просто слесарь. Это «очень крутой чувак». Хочу показать ребятам, что нет непрестижных профессий, что работа руками — это тоже очень круто. Ведь если механик не закрутил правильно болт на колесе — может случиться авария, у команды будут убытки, не будет победы. Когда каждый работает четко и слаженно — это путь к победе.

Когда-то у нас в стране рабочие профессии не котировались, ведь все мечтали быть юристами, экономистами и так далее. А сейчас провал: токарей хороших нет, сварщиков нет, автомехаников с золотыми руками не найти. А ведь здорово — уметь решать какие-то сложные задачи руками и головой. Победа, успех гонки зависит от каждого человека, от каждого винтика.

— Почему вы решили принять участие в проекте «PROГероев»? Как вы видите свою миссию в проекте?

— Мне предложили, и я сразу понял — это интересно! Я периодически занимаюсь чем-то подобным: веду детскую секцию, работал с пожилыми людьми, занимаюсь со спортсменами. Выступаю в роли тренера и наставника. Проект «PROГероев» — масштабный, задействована тысяча детей. Я всю жизнь занимаюсь популяризацией технических видов спорта и культуры на дорогах. Как любой активный гражданин, я заинтересован в том, чтобы у нас было как можно меньше трагедий на дорогах, чтобы повышалась культура вождения. В этом проекте я могу повлиять на конкретных ребят, которые, надеюсь, и сами станут более грамотными, и своей семье смогут транслировать правильные понятия. В итоге будет здорово, если они станут добросовестными, ответственными водителями. А кто-то из ребят, вполне возможно, станет профессионалом в автоделе. Поэтому я очень много внимания заостряю именно на ответственности, мастерстве. Профессионал — не только человек, который много знает и умеет делать. В первую очередь это человек, который умеет брать на себя ответственность и решать проблемы от начала и до конца.

— Где ребятам пригодятся специфические знания, которые они получат в проекте?

— У проекта есть спортивная специфика, но она, скорее, направлена на расширение кругозора и понимания, что в автоспорте все очень гипертрофировано. В гонках конечный результат зависит от каждого члена команды — механика, пилота, штурмана. Здесь все явно — это риски.

На проекте я делюсь с ребятами своими знаниями, показывая, что в автомобильной тематике знания неизменны, универсальны. Это колесо, это двигатель — по-другому не может быть. Это система знаков, условностей, которая помогает всем профессионалам автомобильной сферы говорить на одном языке. Устройство автомобиля, законы физики — неизменны. Здесь недопустима ни одна другая трактовка. Стоит окунуться в эту сферу, приобщиться к ней, и получается, что для тебя не составляет труда освоить профессии в этой сфере.

Участникам проекта я как минимум хочу показать, что есть автомобильный мир огромный, и профессий в нем гораздо больше, чем просто автослесарь и водитель. Каждый может найти что-то по душе. Мы рассказываем про конструкторов, про инженеров, про дизайнеров. Я детям показываю, что не все могут быть гонщиками, но есть профессии, без которых в гонках невозможен хороший результат, а сам пилот — это всего лишь вершина огромного айсберга, и что он держит в своих руках труд огромного количества людей. Он — лицо команды. Но для результата важна именно командная работа. А знать матчасть, устройство автомобиля нужно в принципе каждому — и водителю, и девочке на ресепшн, и владельцу автосервиса, и автослесарю.

— Что для вас самое сложное в общении с подростками?

— У меня нет никаких проблем в общении с подростками. Хотя у подростков могут быть проблемы со мной, наверное (смеется). Моему старшему сыну 15 лет, периодически возникают проблемы в общении, но они чаще возникают от моего излишнего напора, желания продавить свою линию. Тогда я отпускаю стремление и воспринимаю подростка как равного, как личность, которая имеет право на ошибки и свое мнение, даже если оно мне кажется глупым. Может, я тоже кому-то кажусь глупым. Важно воспринимать человека таким, какой он есть, избегать оценочных высказываний. В проекте с ребятами я чувствую ответственность, перепроверяю себя. Мы не общаемся с детьми, как с механиками в гараже, это неприемлемо. Стараюсь доводить информацию максимально доступно. У каждого круга общения есть свой юмор, свои приколы. Я показываю ребятам свой мир и с радостью вижу, что они в него погружаются, задают вопросы. Им интересно, глаза горят. Поэтому нет особых сложностей.

— Наверняка вы в проекте тоже учитесь чему-то. Поделитесь инсайтами.

— Естественно! Во-первых, краткости. Когда мы искали лаконичные фразы для описания каких-то сложных процессов, описания устройства чего-то, я очень многое почерпнул: оказывается, можно сказать точнее, короче и понятнее. А еще проект дал хороший опыт актерской работы, когда я работал на камеру, записывая обучающие видео, получал обратную связь от режиссера, что нужно изменить: как подать информацию, как гипертрофировать эмоции.

Это немаловажный фактор для любого человека — осознание того, что ты приносишь пользу.

У меня в юности было очень много вопросов и желания учиться, мне не хватало информации и того человека, который бы мне ответил профессионально или авторитетно на мои вопросы. Я задавал вопросы и сомневался, потому что у меня не было авторитетов. Сейчас я — тот человек, на кого дети смотрят и слушают. Осознаю важность момента и надеюсь, что я даю детям то, что они ждут.

Участники проекта «PROГероев» — дети с нелегкой судьбой. Мне интересно им показать, что жизнь очень многогранна, в ней много хорошего и есть люди, которые любят свое дело. Мне хотелось бы, чтобы ребята в будущем брались за дело, которое им будет по душе. Я обожаю свою работу и даю такой пример, что нужно любить свое дело, нужно быть профессионалом и не бояться помогать другим людям.

— Есть у вас лайфхаки: как найти общий язык с ребятами и стать для них интересным наставником, авторитетом?

— Нет у меня лайфхаков. Я не искушенный спикер, а просто человек, который любит свое дело. И навык общения с людьми у меня есть: по роду деятельности я общаюсь с клиентами, с разными людьми, со спонсорами. Тут главное — психология, уважение к своему слушателю. Второе — чуткая реакция. Отсутствие «понтов» и безаппеляционности. Я всегда открыт к диалогу, всегда готов выслушать корректировки, вопросы, даже провокационные. Ведь я знаю свое дело досконально. Дети, думаю, убедились в этом. Я стараюсь ребятам показать, в чем отличие взгляда обывателя от взгляда профессионала. Я с детьми постоянно на связи в чатах, там отвечаю на вопросы, на которые не успел ответить в трансляции. Два раза в неделю у меня трансляция, раз в неделю они смотрят ролики, посвященные теме недели, и я с ними на связи в чате в WhatsApp.

— Онлайн-формат проекта создает для вас какие-то дополнительные трудности?

— Вообще-то я ни разу до сих пор не участвовал в каких-либо онлайн-форматах. Ну разве что трансляции были в рамках небольших тренингов. Сначала, честно говоря, я скептически отнесся к этому формату работы с подростками. Мне очень хотелось увидеть детей, получить их обратную связь на то, что я им буду рассказывать. Обычно я так делаю на своих занятиях: гибко корректирую подачу в зависимости от того, как аудитория воспринимает информацию. Было сложно, не видя детей, не понимая их уровень, делать видеоролики. Вначале мы определили темы. Но про одну и ту же тему «Устройство автомобиля» можно рассказать с инженерной точки зрения, а можно на уровне детей пяти лет, а можно — для подростков. Как это сделать? Благодаря нашей команде, людям, с которыми мы вместе делали проект, решили трудности со сценариями. Коллеги помогали отсекать лишнее, оставляли нужное. Мы моделировали, как это воспримут дети. Сейчас обратная связь показывает — угадали формат.

— Тимофей, вы много раз стояли на пьедестале, праздновали победу в гонках. Раскройте секрет: о чем думает пилот, чтобы победить? Что для вас настоящая мотивация?

— Человек изначально берется за какое-то дело, имея мотивацию. Я никогда себя не заставлял сесть за руль — это моя страсть. Бывает, что у человека есть желание чем-то заниматься, но под воздействием трудностей оно ослабевает и исчезает. Моя цель на гонке — сесть за руль и достичь предела на каждом метре трассы. Все обучение, тренировки и гонки ведут к этому. Чем больше ты тренируешься, тем больше понимаешь, как далек до идеала. Поэтому — только работа над собой, постоянный рост, стремление управлять неуправляемым.

— Без каких трех качеств, на ваш взгляд, невозможно стать гонщиком? Какие качества этот спорт развивает в первую очередь?

— Первое — сила воли, упорство. Второе — умение быстро адаптироваться, учиться, меняться, считывать и анализировать информацию. И третье — умение работать в стрессе. Даже если страшно, не терять самообладание.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Труд и занятость

Категория граждан:Подростки

Новости по теме