Успех в поиске работы и бизнесе во многом зависит от умения человека рассказать о себе, представить в лучшем свете свои сильные стороны и деловые качества, произвести выгодное впечатление на потенциального работодателя или бизнес-партнера на фоне сотен других кандидатов. Поэтому навыки эффективной самопрезентации становятся необходимостью как для профессионала, который задумывается о карьерном росте, так и для предпринимателя, стремящегося развивать свое дело.

«Искусство самопрезентации — это творчество, импровизация, гибкое мышление и нестандартный подход к позиционированию себя», — считает тренер специализированного центра занятости «Моя карьера» Елена Исай.

Как и любой вид коммуникации, самопрезентация — это процесс обмена информацией. В этом процессе есть отправитель — человек, который говорит о себе. Получатель — аудитория, для которой предназначена самопрезентация. А еще — само сообщение и способ его передачи.

Самопрезентация будет эффективной, если вы определите свою цель, поймете потребности слушателей и сообщите им то, что их заинтересует, принесет пользу, поможет найти решение актуальной проблемы. Например, на собеседовании это будет информация о ключевых навыках и достижениях в связи с той позицией, на которую вы претендуете.

Кроме того, важно отобрать и выигрышно подать ту информацию, которой вы планируете поделиться с вашей аудиторией. Существует множество моделей подачи. Тренеры центра «Моя карьера» в качестве примера приводят методику, предложенную психологом и бизнес-тренером Еленой Сидоренко. По ее мнению, самопрезентация станет более эффективной, если в нее включить четыре базовых элемента: слова, образы, числа, интеракции (взаимодействие). По первым буквам этих элементов модель можно назвать «СОЧИ».

Слова: содержание речи направлено на удовлетворение интересов слушателей, речь четкая, краткая, правильная.

Образы: в самопрезентации используются слуховые и зрительные образы, яркие примеры, истории из жизни. Не забывайте также о жестикуляции и эмоциональном контакте.

Числа: ваша презентация или рассказ о достижениях могут быть проиллюстрированы графиками или диаграммами.

Интеракции: зрительный контакт, вопросы, наглядные материалы. На собеседовании или переговорах с клиентом/партнером уместно продемонстрировать свое профессиональное портфолио. Это оживит беседу и даст вам возможность почувствовать себя более уверенным и расслабленным.

На регулярных тренингах в центре «Моя карьера» можно узнать, какие еще существуют виды и инструменты самопрезентации, какова роль первого впечатления и как оно формируется. Наши тренеры научат вас писать и говорить свой Elevator Pitch (пер. с англ. «презентация для лифта»). Это короткий рассказ о продукте, проекте или о себе, призванный разжечь любопытство собеседника и стимулировать желание получить больше информации.

«Если вы давно не практиковались в самопрезентации, запишите свой текст, прочитайте его несколько раз вслух, расскажите друзьям или родственникам, ‒ советует тренер центра Екатерина Автушко. — А еще лучше — приходите на тренинги в «Мою карьеру», чтобы в дружественной атмосфере отработать навыки и получить обратную связь».

В настоящее время все тренинги и занятия в центре «Моя карьера» проходят дистанционно. Узнать расписание вебинаров и записаться на них можно на сайте центра в разделе «Афиша». Все мероприятия бесплатные.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы