Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Наша Таня громко плачет. Что такое детская манипуляция и как с этим бороться

21 октября 2019 года

Наша Таня громко плачет. Что такое детская манипуляция и как с этим бороться

Бывают ситуации, когда ребенок настаивает на своем, используя все доступные ему методы и способы. В дело идут уговоры, истерики, угрозы, ультиматумы, обман. Если малыш в итоге получает желаемое, он понимает, что его тактика работает. После он начинает постоянно манипулировать родителями, играть на их чувствах. Как в такой ситуации вести себя взрослым, рассказывает психолог московской службы психологической помощи Ольга Федорова.

Не все желания должны исполняться

Ребенок начинает манипулировать, когда чувствует гиперопеку. Родители покупают малышу все, что он хочет, исполняют любые его капризы. Не получая желаемого, он начинает плакать, злиться, угрожать.

«Такие дети измеряют свою значимость количеством полученных ими вещей. Когда родитель покупает ему игрушку, вытребованную концертом на весь магазин, ребенок подтверждает свою ценность и своевластие» отмечает психолог.

Есть родители, которые позволяют ребенку абсолютно все. Так они пытаются дать малышу возможность «самовыражаться» и «расти свободной личностью».

Дети могут раскидывать свои вещи, портить мебель, рисовать на обоях, в обуви прыгать на диване, игнорировать распорядок дня и приемы пищи.

«У таких детей складывается иллюзия, что они могут получать все, что захочется. Впоследствии им придется трудно в саду и школе — там, где нужно следовать определенным правилам. Они не умеют воспринимать адекватно критику. Часто считают, что замечание — это демонстрация нелюбви. В будущем им будет трудно брать ответственность за свои действия»— рассказывает специалист.

Часто родители, не умеющие справляться со своими эмоциями, пытаются оградить ребенка от неприятных переживаний. Они расстраиваются, если ребенок грустит, злится, раздражается. Хотят быть самыми лучшими родителями, чтобы ребенок любил их и полностью от них зависел. И боятся того, что он может посчитать их плохими, разозлиться или обидеться.

«В итоге дети растут, но не учатся справляться со своими эмоциями. Также родители часто своим поведением показывают ребенку, как можно добиваться желаемого. Фразы и уговоры: любишь маму —скушай кашку, хочешь конфету — пойди уберись, не плачь, я куплю тебе сладость. Со стороны взрослых это тоже является манипуляцией по отношению к ребенку», — отметила Ольга Федорова.

Это манипуляция!

У манипуляции множество лиц:

Беспомощность

Вроде бы умеющий одеваться и держать ложку малыш каждое утро отказывается одеваться сам, просит маму покормить его, говорит, что устал, что не может. Он-то знает, что мама его пожалеет и сама все сделает за него.

Истерики

Увидев однажды растерянность и беспомощность родителей, малыш хорошо понимает, когда можно добиться своего: нужно упасть на пол, громко кричать или топать ногами, лучше всего в многолюдном месте. Тогда мама, чтобы избежать косых взглядов других покупателей, купит очередную игрушку или запрещенную сладость.

Притворство

Часто беспокойные родители готовы выполнить все пожелания малыша, если он неважно себя чувствует. Они могут дать больше времени на просмотр мультиков, больше вкусностей, разрешат нарушить режим дня. Малыш начинает этим пользоваться, чаще говорит, что у него слабость, что он устал, хочет полежать, нет сил идти в садик, болит голова или животик.

Подлизывание

Получив однажды материальное поощрение после проявления ласки и симпатии, малыш начинает специально показывать любовь.

Соперничество между членами семьи

Один родитель разрешает то, что запрещает другой. Ребенок начинает хорошо понимать, к кому с чем можно обратиться.

Слезы

Младенец может только плачем сообщить о своих потребностях, и это нормально. Манипуляция — когда этим пользуется ребенок, который может говорить. Он понимает, что родителям трудно выносить его плач и они готовы сделать все, чтобы он не расстраивался.

Обидчивость

Ребенок не идет на контакт, всячески игнорируя обращения родителей. Он отворачивается, показывая свою обиду. А сам ждет, что родители разжалобятся и исполнят все капризы.

Агрессия

Не получая желаемого, ребенок начинает крушить все вокруг или драться с окружающими. Он ожидает, что, испугавшись его реакции и последствий, родители пойдут на уступки.

Упрямство

Ребенок настаивает на своем и ни в какую не хочет уступать. Спорит с родителями и во всем видит несправедливость, отказывается соблюдать правила и распорядок дня, устраивая родителям практически бойкот.

Ищите причины

Чтобы не идти на поводу у ребенка, необходимо разобраться в причине его поступков.

Если малыш избегает каких-то навыков самообслуживания, важно разобраться, что у него не получается. Дать больше времени на отработку навыка, заложить это время в сборы. Часто родителям проще сделать самим, чем ждать, пока это сделает ребенок. Важно подбадривать его: «как быстро/хорошо/аккуратно у тебя получилось!», будь то одевание на прогулку или кормление.

«Важно, чтобы родитель был сам спокоен и мог выдержать накал страстей ребенка. Необходимо назвать чувство, которое испытывает малыш, и ситуацию, которая привела к такой реакции: „я вижу, ты расстроен, ты злишься, тебя разозлило, ты огорчен, ты обижен, тебе очень хотелось бы эту игрушку, сладость и прочее“. Важно дать ребенку понять, что вы разделяете его чувства, слышите его, но есть правила и договоренности. Малыш должен четко понять, что его действия не работают. Если он проявлял агрессию, пытался ударить родителя, то необходимо проговорить, что меня бить нельзя, но ты можешь побить подушку“»,  рассказывает психолог.

Если ребенок подлизывается, также проявите ласку и любовь. А в ответ на просьбу спокойно объясните причину отказа.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальное обслуживание

Новости по теме