Город заботится о ветеранах Великой Отечественной войны. Так, с 2011 года каждый день, круглосуточно, без выходных и праздников работает Служба неотложной помощи «Тревожная кнопка». На пульт диспетчеров поступает около 900 звонков в неделю. В основном их просят вызвать скорую помощь (до 60% обращений) или помочь решить бытовые вопросы. Например, заказать социальное такси, связаться с аварийными службами или организовать ремонт. Как устроена Служба «Тревожная кнопка»? Какую помощь оказывают диспетчеры во время дежурства? А самое главное —  что сами ветераны думают о круглосуточном сервисе, который всегда под рукой.

Диспетчеры службы помогают организовать экстренную социально-медицинскую помощь. Их задача — молниеносно реагировать на обращение ветерана, будь это жалоба на повышение артериального давления, боли в сердце, отключение электричества или прорыв трубы в санузле.

Вызовы от ветеранов поступают в диспетчерскую, где их тут же переадресовывают в нужные структуры: в больницы, полицию, пожарную охрану, аварийные и другие службы.

«Служба решает абсолютно все обращения, поступающие от ветеранов: например, если надо решить проблемы ЖКХ, вызвать социальное такси или пригласить врача на дом. После диспетчеры контролируют выполнение задачи: чтобы медработники доехали, строители отремонтировали и так далее. То есть это не просто позвонили и забыли. Мы обязательно отслеживаем работу всех служб, которые могут и должны помочь ветерану. Если службы не реагируют на наши вызовы, то мы выходим на вышестоящих руководителей, муниципальные и городские структуры», — рассказывает Павел Броннов, начальник службы неотложной помощи «Тревожная кнопка».

Сейчас в штате службы работает 15 диспетчеров. У многих медицинское образование или большой опыт работы в социальной сфере. Ежегодно диспетчеры проходят обучающие курсы по теме возрастной психологии.

«Мы обслуживаем более 23 тысяч человек. За неделю диспетчеры в среднем получают около 900 входящих звонков. Помимо этого, наши сотрудники обзванивают ветеранов, которые давно не выходили на связь. Узнают об их самочувствии, поздравляют с праздниками, напоминают о возможностях «Тревожной кнопки», — говорит Павел Броннов.

Получить устройство «Тревожная кнопка» можно в ближайшем ЦСО

Служба «Тревожная кнопка» создана при Московском Доме ветеранов войн и Вооруженных Сил восемь лет назад. Изначально мобильные устройства с крупной кнопкой «SOS» выдавались одиноким и лежачим ветеранам ВОВ, обслуживалось всего 400 человек. В Службе тогда работало 5 диспетчеров. Пожилым москвичам оказывали преимущественно медицинскую помощь. Со временем формат обслуживания расширялся и подстроился под запросы ветеранов.

Категории нуждающихся в дополнительном уходе за последние несколько лет также расширились. Сегодня служба оказывает помощь не только участникам и инвалидам Великой Отечественной войны. Право на услугу имеют также участники боевых действий — инвалиды первой группы и труженики тыла, представленные к государственным наградам.

Все устройства «Тревожная кнопка» абсолютно бесплатны. Для того чтобы получить услугу, необходимо обратиться в центр социального обслуживания по месту жительства.

«Тревожная кнопка» — главная вещь в доме

102-летняя Нина Николаевна Кириленко — жительница Западного округа. Благодаря Службе «Тревожная кнопка» ветеран смогла решить многие бытовые вопросы. Мобильное устройство стало самой важной вещью в доме, оно всегда под рукой.

«Я постоянно пользуюсь „Тревожной кнопкой“. Обращаюсь во всех случаях, когда мне нужна помощь. Никогда еще не было отказа. Мало того, что диспетчеры быстро отвечают на мой звонок, они еще потом контролируют, как выполняется моя просьба. Обязательно перезванивают.

Мне очень помогли при оформлении ортопедической обуви. Нужно было сделать полное освидетельствование, пройти медкомиссию. Я тяжело хожу, поэтому эта процедура для меня очень трудная. Обратилась на „Тревожную кнопку“, и мне упростили обследование. Кроме этого, у меня были неполадки в ванной комнате — целый месяц не было отопления. Сколько я ни пыталась решить этот вопрос самостоятельно, не получалось, пока не обратилась на „Тревожную кнопку“. Диспетчеры помогли. Также я часто езжу в поликлинику. И каждый раз прошу, чтобы мне вызвали социальное такси. Никогда не отказывали», — рассказывает Нина Николаевна.

Войну Нина Николаевна встретила в Москве. Мужа проводила на фронт и осталась одна — с 3-летней дочкой на руках. В военное время проработала связисткой на Центральном телеграфе. Вспоминает, как часто бомбили, что из укрытия не выходили сутками, боялись артобстрела.

«В 1943 году бомбежка разрушила наш старенький дом. Мне негде было жить. Скитались с дочкой по соседям до конца войны. После работала на ракетно-космическом заводе имени Хруничева. Около 20 лет возглавляла планово-диспетчерское бюро. Сейчас с теплотой вспоминаю это трудовое время. За последние десятилетия Москва стала неузнаваемой. Настолько все обновилось, стало очень красиво и уютно. Завидую молодежи, которая живет в такое время. Ведь мы жили очень бедно, нужда была страшная», — делится воспоминаниями Нина Николаевна.

Каждый день к Нине Николаевне приходит сиделка Московского Дома ветеранов, которая весь день помогает ветерану с домашними делами. Но она не находится с ней круглосуточно. Для этого есть «Тревожная кнопка» — она всегда под рукой.

«Когда ветеран попадает в беду, мы вызываем полицию или МЧС»

Рабочий день диспетчеров службы «Тревожная кнопка» начинается в 9 утра. Есть дневные и ночные смены.

65-летняя Зухра Камалетдинова работает здесь более 7 лет. До этого служила в ПВО. Работать с военнослужащими женщине не в новинку. Она любит свою работу за то, что ей предоставлена честь помогать людям, которым обязана жизнью.

«Бывают насыщенные дни, когда очень много вызовов. Например, когда есть перепады атмосферного давления. У кого-то понижается давление, у кого-то оно повышается. У некоторых ломит суставы. За день я принимаю до 20 звонков. Обращаются по разным вопросам: одному ветерану нужно вызвать врача, другому — сантехника. Когда ветеран попал в беду, вызываем полицию или МЧС», — рассказывает Зухра Камалетдинова, диспетчер службы неотложной помощи «Тревожная кнопка».

Женщина говорит, что доверчивые ветераны иногда становятся жертвами мошенников. Например, поддельных газовых служб или врачей-аферистов. Хотя диспетчеры службы регулярно информируют ветеранов, чтобы они ни в коем случае не открывали двери незнакомцам и сразу нажимали «Тревожную кнопку».

«Недавно у нас был такой случай. Приходит наша сиделка к ветерану, которого она обслуживает, и видит следующую картину. На кухне сидят двое товарищей и беседуют с ним. Сразу вопрос: вы откуда? Они отвечают, что из газовой службы. Естественно, сиделка сразу же нажимает красную кнопку. Мы вызвали наряд полиции. Затем позвонили в газовую компанию и получили информацию, что никого они не посылали. Полиция приехала, но лжегазовики успели сбежать», — поделилась Зухра Камалетдинова.

Найти адрес, где человеку стало плохо, не составляет труда. Сразу после снятия трубки на компьютере у диспетчера видна анкета ветерана — его имя, адрес, хронические заболевания, телефоны родственников и соседей. Также есть информация, где находятся запасные ключи, чтобы открыть дверь, если человек не в состоянии сделать это самостоятельно. Оператор не тратит время на поиск информации, а может сразу организовать необходимую помощь. Часто бывают ситуации, когда человеку так плохо, что он успевает только нажать кнопку «SOS» и объяснить ничего не может. В таких случаях диспетчер вызывает бригаду медиков и спасателей.

На сегодняшний день устройствами «Тревожная кнопка» обеспечено 100% инвалидов и участников Великой Отечественной войны, изъявивших желание их получить.