3 декабря 2025 года
Как творчество помогает развить память, речь, коммуникативные способности, мелкую моторику и эмоциональную сферу, что такое музыка мозга и танцевальные переменки и как сцена и аплодисменты публики меняют даже самых закрытых детей — в нашем материале.
Лечебная физкультура, тренировки в пневмокостюмах, занятия с логопедом и психологом, уроки по пространственному ориентированию, иппотерапия, массажные ванны. Столичные реабилитационные центры создают все условия, чтобы помочь людям с ограниченными возможностями здоровья жить полноценно. Особую роль в терапии играют творческие занятия. В Международный день инвалидов, который отмечается 3 декабря, рассказываем о них вместе со специалистами центров реабилитации.
Арт-терапия и танцы как тренеры эмоциональной сферы ребенка
Творческие направления включены в программу реабилитационных учреждений города. Например, в реабилитационном центре «Бутово» даже самые маленькие москвичи учатся играть на небольших ксилофонах, бубнах, пианино. Для ребят постарше открыты гончарные и швейные мастерские, изостудия и музыкальная гостиная.
Кроме того, в центре успешно применяется метод нейрореабилитации, который позволяет услышать музыку своего мозга. Речь идет о биоакустической коррекции. Во время проведения электроэнцефалограммы программа преобразует полученные сигналы в звуки, напоминающие игру на духовых инструментах. Так стимулируются пассивные зоны мозга, тормозятся чрезмерно активные и воцаряется гармония.

А школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых стала постоянной площадкой Международного фестиваля «На крыльях творчества»: ученики участвуют в вокальных, инструментальных и театральных представлениях.
Троицкий реабилитационно-образовательный центр «Солнышко» оказывает помощь детям с ментальными нарушениями и соматическими заболеваниями. Это школа, где ребята также проходят медицинскую, социальную, психологическую, творческую терапию.
«Занятия творчеством — незаменимый инструмент реабилитации. Они развивают речь, коммуникативные способности, эмоциональную сферу, то есть все то, в чем дети с интеллектуальными особенностями как раз ограничены. Ребята учатся общаться с людьми, распознавать, контролировать и проявлять свои чувства, безопасно проживать негативные эмоции. Для каждого ребенка составляют персональную программу терапии. При этом все специалисты — дефектологи, логопеды, психологи, учителя — постоянно наблюдают за ним: в чем еще он мог бы себя проявить? Может, ему понравится лепить, рисовать, читать стихи, инсценировать поэмы?» — поделилась Татьяна Акимова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе центра «Солнышко».

Арт-терапия позволяет выплеснуть эмоции через живопись. Дети выбирают цвета и материалы (карандаши, фломастеры, краски, мелки, пластилин), которые лучше отражают их состояние. Танцы включают нейрогимнастику. Это система упражнений, которые синхронизируют работу правого и левого полушарий мозга. В исполнении номеров могут поучаствовать все, даже маломобильные ребята. В перерывах между уроками проходят танцевальные переменки, которые дают заряд бодрости и мотивации. В классическом и кукольном театрах центра дети развивают память и сценическую речь.
«Первая линейка для наших малышей всегда волнительна: много людей, песни, танцы. К концу года они уже сами выступают на линейках, в основной школе участвуют в концертах. На сцену выходят и те, у кого нет речи. Например, есть девочки, которые „поют“ картинками: показывают рисунки с сюжетом, дополняют их эмоциями, жестикулируют. На выпускном вечере ребята исполняют вальс — сдержать слезы в эти минуты сложно. Часто наши ученики побеждают на инклюзивных творческих конкурсах. В итоге они могут показать себя, побыть звездами. Аплодисменты публики много для них значат», — призналась Татьяна Акимова.

Место, где раскрывают таланты детей
Почувствовать себя звездами могут и воспитанники Центра социальной интеграции Дианы Гурцкая. Это флагман социокультурной реабилитации в Москве и всей России. Сюда принимают людей с особыми потребностями в возрасте от пяти до 35 лет. Курс социальной интеграции длится три месяца или год в зависимости от предрасположенности воспитанника к разным творческим занятиям.
«Программы реабилитации дают возможность выразить себя. Поэтому главная миссия нашего центра — раскрыть творческий потенциал человека, помочь определиться с будущим призванием и познакомить с возможностями города. Перед зачислением на программы воспитанника прослушивают лучшие специалисты: логопеды, дефектологи и психологи. Так мы определяем его способности и интересы. Каждый из наших ребят — это целый мир, главное — его открыть. Если ребенок хорошо поет, мы обязательно пригласим его на вокал, со временем он также сможет заниматься хореографией, сценическим мастерством, поскольку эти дисциплины взаимосвязаны. Мы учитываем возможности воспитанников, всегда готовы направить их, предложить попробовать себя в новом направлении. Нередко случается, что во время реабилитации раскрываются не один, а два или три таланта», — рассказала Диана Гурцкая, художественный руководитель центра, народная артистка России.

Художественная и театральная студии, киношкола, студии анимации, ораторского искусства и керамики, направления джазового, эстрадного и народного вокала, современного и эстрадного танца — в центре 16 программ, в которых дети могут попробовать себя. Юные музыканты учатся играть на фортепиано, гитаре, барабанах. А академия парфюмерии — особенная гордость Дианы Гурцкая.
«Для нас, незрячих, обоняние — важная часть жизни. В академии воспитанники центра могут стать авторами собственного аромата. На занятиях они сами экспериментируют, создают свечи, диффузоры с любимыми ароматами, а потом с гордостью показывают родителям результат. Трехмесячный курс социальной интеграции заканчивается творческим концертом — на сцене ребята демонстрируют, чего достигли за время обучения. Приятно видеть, как ребенок, который раньше был стеснителен и закрыт, в итоге раскрепощается на сцене и светится от счастья. Это дает нам понять, что мы на правильном пути», — поделилась собеседница mos.ru.

Творчество — путь к профессиональному и личностному росту
Воспитанники лепят и обжигают глиняную посуду и предметы быта в гончарной мастерской, шьют одежду, постельное белье и игрушки, вышивают скатерти и салфетки в текстильной. В деревообрабатывающей мастерской вырезают скворечники, шахматы, менажницы. В художественной рисуют натюрморты и пейзажи, расписывают деревянные и глиняные изделия. Посетители центра «Ремесла» в Зеленограде создают сувениры, а также изучают народные промыслы, такие как гжель и каргопольская игрушка. Учреждение помогает людям с инвалидностью и тем, кто нуждается в реабилитации после травм и инсультов.
«Мы предоставляем комплексную программу терапии, но наше преимущество в том, что мы делаем акцент на трудовой абилитации и реабилитации. Помимо того, что творчество позволяет самовыражаться, развивает мелкую моторику, внимание и дисциплину, оно еще возвращает к активной социальной жизни. Освоив новые навыки, выпускники могут стать самозанятыми, найти работу. Мы готовим их к собеседованиям, направляем в центры „Моя карьера“ и „Моя работа“», — уточнила Татьяна Шинкарева, директор учреждения.

Ребята оттачивают мастерство в комфортном для них темпе, а достигнув высокого уровня, могут заключить трудовой договор с центром.
«Выпускники под заказ создают украшения, ремонтируют одежду, подгоняют свадебные платья, шьют медицинскую форму. За это мы предоставляем им денежное вознаграждение. Но есть у них и нематериальный стимул. У нас они продолжают общаться, получать похвалу и благодарность, то есть находят свое место в социуме», — добавила Татьяна Шинкарева.

В Московском городском центре реабилитации занятия проходят в группах по возрастам (реабилитация доступна от трех лет). Среди направлений — арт-терапия, музыкальное, театральное, декоративно-прикладное искусство. Благодаря им люди с ограниченными возможностями здоровья преодолевают психологические барьеры.
«Творчество помогает справиться с одиночеством и тревожностью, укрепить самооценку. Самое сложное и главное для нас, педагогов, — раскрыть человека. Мы показываем, что он может экспериментировать, что ему не следует бояться ошибок, стесняться эмоций. Мы не оцениваем: правильно или неправильно, красиво или некрасиво. А спрашиваем: „Что ты чувствовал? Почему эта работа для тебя значима?“ Мы не учителя, а проводники», — отметила Василиса Никитенкова, специалист по социальной реабилитации центра.

Москва предоставляет все возможности для того, чтобы люди с инвалидностью могли жить полноценной жизнью, — от доступной среды до творческих занятий, уверена Диана Гурцкая.
«Столица заботится, чтобы мы учились, работали, саморазвивались. Я горжусь ей — это самый душевный город. Чувствуется забота и любовь к людям», — заключила она.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы