24 декабря 2024 года
Новый год — время зимней сказки, когда малыши ждут волшебства. И в преддверии праздников для большинства родителей вопрос «по Деду Морозу» становится особенно актуальным. Специалист Московской службы психологической помощи Департамента труда и социальной защиты населения Екатерина Игонина рассказала о том, почему важно поддерживать у ребенка веру в доброго волшебника.
Для детей дошкольного возраста очень важны сказочные истории, различные игры и «необъяснимые» чудеса — они способствуют развитию фантазии и творческого потенциала. Как известно, личность человека и его отношение к миру во многом складываются до семи лет. И если ранние годы проходят интересно и насыщенно, в них присутствуют увлечения, в том числе фольклором и волшебными сюжетами, это позитивно отразится на дальнейшем становлении ребенка.
«Что и говорить, даже нас, взрослых, привлекает волшебство и сказочные события — достаточно вспомнить книги и фильмы о Гарри Поттере или о загадочной Нарнии», — отметила Екатерина Игонина.
Поэтому создать волшебную атмосферу для своего ребенка, в которой Дед Мороз и Снегурочка станут главными действующими лицами, будет не только приятно, но и действительно полезно. До наступления заветного праздника можно вместе читать зимние сказки — причем писателей разных стран, учить стихи, вырезать снежинки для украшения окон, мастерить бумажные фонарики и гирлянды, рисовать новогодние сюжеты, придумывать поздравительные открытки членам семьи и написать письмо главному волшебнику. Все это развивает память, мышление, мелкую моторику, логику, речь и письмо, улучшает коммуникативные навыки. Такое творчество объединяет родных и укрепляет веру в чудеса.
«Кстати, наша искренность и личные жизненные истории также играют важную роль. Поэтому лучше избегайте усердного изображения того, что вам самим чуждо — ребенок сразу это почувствует. И если вы не разделяете сказок о Деде Морозе, попробуйте рассказать дошкольнику про мифы и традиции, связанные со встречей нового года, о его символах. Но помните, что для малыша сказка все-таки гораздо понятнее и правдивее», — подчеркнула психолог.
Правда про Деда Мороза...
Как правило, никакого развенчания мифа не требуется — в какой-то момент ребенок сам понимает, каким образом он получил на праздник железную дорогу или конструктор, о которых давно мечтал. Но это индивидуально: некоторые дети уже в 4-5 лет успевают в саду обсудить то, что новогодние подарки заранее покупает мама и прячет в шкаф, а другие и в первом классе искренне просят Деда Мороза выполнить их мечты.
«Рассказывать о том, что Дед Мороз — выдумка, излишне в любом возрасте. Если же ребенок напрямую задает вопрос о существовании волшебника, не торопитесь „признаваться“ — подойдите к вопросу творчески. Первым делом поинтересуйтесь, почему малыш об этом спрашивает, что вызвало у него такой вопрос. Одно дело, если это ему сказал кто-то из друзей, а другое — он собственными глазами увидел что-то, что вызвало сомнения», — порекомендовала специалист.
Если сын или дочка еще малы, можно пояснить, что подарок, который под елку положила бабушка, передал Дед Мороз. Или объяснить, что настоящий Дед Мороз один, и он в своей резиденции в Великом Устюге. А другие — например тот, что приходил в детский сад — это его помощники. Разумеется, детей постарше подобные объяснения вряд ли убедят. Как раз в таком случае и можно завести разговор о традициях и символах Нового года, а также о важной роли сказки, волшебства и веры в чудо в нашей жизни.
Пусть всегда будет место чуду
Иногда у родителей может возникнуть желание «использовать» новогоднее волшебство в воспитательных целях: «Если плохо будешь себя вести, то Дедушка Мороз не подарит тебе подарок». Лучше избегать такой категоричности, и даже если в течение года ребенок совершал проступки, постарайтесь не напоминать об этом.
«Главное, что ваш ребенок хороший, он старался, ему очень многое удалось, и сейчас пришла та самая пора, когда происходят самые разные чудеса ... просто так. Потому что чудеса всегда происходят просто так, а не потому что их заслуживают, оправдывая чьи-то ожидания», — подчеркнула психолог.
Еще одним из главных смыслов праздника можно считать возможность свершения настоящего чуда каким-то необъяснимым, нелогичным способом. Хотя почему? Вполне логичным — ведь чудо происходит только с теми, кто в него верит. А вот это, как ни странно, уже гораздо больше относится к жизни взрослых, чем детей.
«В очень многих критических ситуациях взрослой жизни вера в чудо помогает именно тогда, когда все наши физические возможности и любые решения умом исчерпаны. Этому умению можно научить и никогда не поздно его освоить. Просто в детстве такие уроки даются гораздо легче, но и став старше, для нас всегда есть место чуду и волшебству», — заключила Екатерина Игонина.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы