Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Принцип пяти «не»: как противостоять мошенникам

21 марта 2024 года

Принцип пяти «не»: как противостоять мошенникам

Постоянно появляются новые схемы мошенничества. Нередко на уловки аферистов попадаются даже те, кто прекрасно знает обо всех схемах и были уверены, что уж их-то обмануть не получится. Но самой уязвимой категорией всё же остаются одинокие пожилые люди. Как же злоумышленникам удаётся усыпить нашу бдительность и как уберечь себя и своих близких от преступников, рассказывают специалисты столичной системы соцзащиты.

Мошенники активно используют современные технологии и открытые источники информации. Например, создают фейковые аккаунты в соцсетях и мессенджерах с реальными фотографиями, украденными из социальных сетей. От имени ничего не подозревающего человека мошенники обращаются к его близким или знакомым, настаивая на строгой конфиденциальности и оказании содействия правоохранительным органам под предлогом проведения оперативно-розыскных мероприятий. Используя искусственный интеллект генерируют голоса руководителей, родственников, друзей и отправляют голосовые сообщения с поддельных аккаунтов.

Преступники в совершенстве владеют психологическими приёмами, позволяющими вывести человека на эмоции. В этом случае даже у самого рационального человека отключается критическое мышление и он становится лёгкой добычей для различного рода манипуляций. Ведь главная задача мошенников — заставить действовать по их плану.

Зачастую жертвами мошенников становятся пожилые люди. По словам врача-гериатра Геронтологического центра «Восточный» Константина Хромова, в первую очередь это связано с возрастными изменениями. С годами у человека снижаются когнитивные функции, способность критически мыслить, он становится более доверчивым. Ещё одна причина уязвимости перед мошенниками — нехватка общения. Это особенно характерно для одиноких пожилых людей. Им хочется поговорить с кем-нибудь и не важно знакомый это человек или нет.

«Мошенники знают, как расположить человека к себе, создать доверительную атмосферу. Во время такой беседы бабушки и дедушки могут рассказать свои персональные данные, причём не осознавая этого», — говорит Константин Хромов.

Сотрудники соцзащиты регулярно проводят беседы с людьми старшего поколения, находящихся на надомном обслуживании. Рассказывают своим подопечным о таких случаях обмана и дают инструкции, как действовать, если пришли незнакомые люди или поступил звонок с незнакомого номера.

Чтобы не стать жертвой обманщиков, Константин Хромов советует не вступать в диалог с незнакомцами.

«Представим ситуацию: вам позвонил человек, представился сотрудником банка и сообщил о каких-либо проблемах со счетами. Ничего ему не говорите, сразу кладите трубку. Обратитесь на горячую линию банка и там узнайте, действительно ли с вашими финансами что-то не в порядке. Если это необходимо, попросите родных или знакомых сохранить в вашем телефоне номер горячей линии, чтобы он всегда был под рукой», — рекомендует врач.

Нередки случаи, когда люди остаются не только без накоплений, но и без жилья из-за излишней доверчивости или невнимательности. Московский Центр социальной адаптации имени Е.П. Глинки помогает людям, лишившимся дома, разобраться в сложившихся обстоятельствах и снова обрести крышу над головой. История одной из подопечных центра — яркий пример схемы, когда человеку звонит фальшивый сотрудник правоохранительных органов и под предлогом помощи в расследовании и обеспечении сохранности сбережений убеждает человека продать имущество и перевести все деньги на «специальный» счёт.

«Такой звонок поступил Галине. Женщина поверила звонившим и выполняла поручения мошенников, которые запутали её инструкциями и паролями. В итоге Галина продала квартиру и перевела деньги мошенникам. Сейчас ей оказывается содействие по юридическому сопровождению и отстаиванию законных прав», — рассказал юрист Центра социальной адаптации имени Е.П. Глинки Андрей Иванов.

Самый простой способ не стать жертвой мошенников — соблюдать принцип пяти «не»:

  • не отвечать на звонки с незнакомых номеров,
  • не заводить телефонных разговоров с неизвестными лицами,
  • не вступать в переписку с незнакомыми людьми,
  • не переходить по ссылкам из непроверенных источников,
  • не устанавливать приложения по рекомендации неизвестных лиц.

Возьмите за правило, прежде, чем принять какое-либо решение — обязательно дайте себе время всё хорошо обдумать. Обратитесь к родственникам, друзьям, коллегам, осмыслите ситуацию. Не совершайте необдуманных действий и всегда проверяйте полученную информацию.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Новости по теме