13 ноября 2023 года
Могут ли незрячие освоить химию и научиться рисовать, с помощью какой техники учащиеся программируют и делают записи на уроках и каких достижений уже добились выпускники школы-интерната № 1 — в нашем репортаже.
Сегодня слепые и слабовидящие люди разрушают многие стереотипы. Они самостоятельно ездят в метро и переходят дорогу, пользуются гаджетами, получают высшее образование.
В Международный день слепых, который отмечается 13 ноября, корреспонденты mos.ru заглянули в старейшее в Москве учебное заведение для детей с глубокими нарушениями зрения. Школа-интернат № 1 — единственная в столице, где обучают, воспитывают и реабилитируют слепых ребят. Проводим читателей за «кулисы» образовательного учреждения.
От курсов для слепых к современному центру обучения и реабилитации
История школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых начинается в 1882 году, когда обер-пастор Генрих Дикгоф основал учебно-воспитательное заведение для 20 незрячих детей. Оно располагалось в Соколовском (ныне Электрическом) переулке. На курсах получали начальное образование, плели корзины, вязали чулки и шарфы. Школа постоянно расширялась и переезжала. В доме 24 на Новоалексеевской улице (сегодня 3-я Мытищинская, дом 5) она обосновалась в 1956 году, где и работает до сих пор.
В 2022-м школа-интернат № 1 отпраздновала 140-летие. Здесь есть все для обучения и реабилитации слепых: оснащенные классы, актовый и спортивный залы, столовая, кухня, медицинские кабинеты, спальный блок. Это не серый «инкубатор», а наполненный жизнью мир. Уже на входе замечаешь буйство красок: на желтых стенах висят яркие картины и фотографии. Из столовой, где завтракает младшая группа, доносится аромат выпечки. Старшеклассник идет по коридору с белой тростью, ориентируясь по тактильной плитке на полу.
Школа берет под крыло слепых детей, ребят с глубокими нарушениями зрения и слабовидящих, в том числе с сопутствующими заболеваниями. Сегодня в ней числятся 334 воспитанника. Возрастной диапазон — от нуля до 27 лет, уточнил директор школы Иван Вишнивецкий.
«У нас три территории. Основное здание занимает школа-интернат и группа трудовой реабилитации (предназначена для выпускников с тяжелыми множественными нарушениями развития). На Ракетном бульваре в доме 14 открыта служба ранней помощи для детей с нуля до трех лет и дошкольное отделение с трех до семи лет. В Московской области есть оздоровительная база, где ребята отдыхают на каникулах. В течение учебного года мы устраиваем там тематические смены: например, два дня говорим только на английском языке или катаемся на лыжах», — отметил Иван Вишнивецкий.
В прошлом году на базе школы открыли Всероссийский центр для одаренных незрячих детей. Он дает возможность ребятам с выдающимися способностями со всей страны реализовать таланты. В центр принимают по итогам тестирования по математике, русскому и иностранным языкам. Только в этом году сюда поступили восемь школьников из Хабаровского и Красноярского краев, а также Нижегородской, Рязанской, Оренбургской областей и Москвы.
Нас ведут на урок учеников центра. Они восхищены масштабами столицы. Дети успели посетить вместе с педагогом музей «Огни Москвы», Ботанический сад, «Аптекарский огород». А еще им понравился центр, в котором растят собак-проводников.
Покинуть стены школы без сопровождающих можно только по достижении 14 лет: в этом возрасте воспитанники сдают экзамен по ориентировке в помещении, транспорте и на улице.
Исправлять нельзя принять
Главный принцип службы ранней помощи, которая организована при школе-интернате, — работать с родителями детей с нарушениями зрения от нуля до трех лет. Им объясняют, как правильно ухаживать за малышом и помогать ему развиваться.
Но самая сложная задача — убедить принять нового члена семьи таким, какой он есть, призналась Анастасия Днепровская, дефектолог учреждения.
«Мы поддерживаем родителей, чтобы они не закрывались в своей раковине. Доносим до них, что исправлять ребенка не нужно: он не видит и не будет видеть. Но он все равно для вас лучший на свете. Надо полюбить малыша и его особенность. Слепые дети добрые, отзывчивые, они всегда готовы прийти на выручку. Только им нужно помочь жить в нашем мире — мире зрячих людей», — поделилась опытом собеседница mos.ru.
Это не просто слова: Анастасия Днепровская — мама незрячего ребенка. Ее сын выпустился из школы-интерната № 1 в 2021 году и сегодня учится в Высшей школе экономики. Приводя личный пример, она доказывает родителям, что они не одни и слепота не значит отсутствие перспектив.
Ирина Хватова соглашается с коллегой. Она окончила школу в 1982 году, а после выпуска из Московского педагогического государственного университета вернулась сюда в новом статусе — как учитель истории.
«У меня зрение утрачено не полностью, и семья надеялась, что я смогу учиться в обычной школе. Я переживала из-за того, что у меня не получается. Но когда я оказалась здесь, в окружении чутких педагогов, то смогла раскрыться. Я вдохновилась ими и тоже захотела помогать детям с нарушениями зрения», — вспоминает она.
В погоне за исправлениями взрослые могут перегрузить ребенка занятиями. Но дети развиваются во время игр, а слепые 90 процентов знаний о мире получают через руки. Ухаживая за куклой, ребенок проявляет заботу, трогая реалистичные игрушки в виде зверей, узнает, как выглядят животные. Если задать ему слишком высокую планку, он потеряет мотивацию к учебе.
Ирина Хватова приглашает нас в класс, где занимается 16-летний Матвей. Он учился по стандартной программе школы-интерната, но из-за особенностей развития базовые предметы освоить не удалось. Теперь у него индивидуальное обучение. Когда мы вошли, Матвей под руководством педагога пришивал пуговицы пластмассовой иглой. Он пояснил, что этот навык понадобится ему в жизни.
«Мы работаем с разными незрячими детьми, в том числе с теми, у которых есть нарушения в развитии. Они получают жизненные компетенции. Также мы готовим ребят к поступлению в ведущие вузы страны», — гордится педагог.
Рельефные глобусы, тактильные учебники и брайлевские дисплеи
В школе-интернате № 1 воздух будто бы пропитан теплотой. Преподаватели шутят с учениками, те стараются порадовать наставников. Детям, которые с трудом ориентируются, обязательно подадут руку и сопроводят, куда нужно. Однако учителя понимают, что за стенами школы ребятам придется справляться самостоятельно.
Учащиеся живут в интернате пять дней в неделю, выходные проводят дома. Те, кто числится в центре для одаренных детей, ездят к родным раз в месяц. В первой половине дня у учеников такие же уроки, как в обычной школе: русский язык, история, геометрия. Директор отметил, что в последние годы школа попадает в топ-20 лучших в Москве, в том числе и по результатам сдачи ЕГЭ.
«Есть науки, которые нашим детям даются сложнее: например, химия, ведь нужно видеть процесс проведения опыта. Хотя и это не останавливает учеников: один из них стал первым незрячим студентом химфака Московского государственного университета (МГУ) имени М.В. Ломоносова. Но все же мы делаем упор на информатику и гуманитарные предметы, в которых незрячему легче реализоваться: литературу, языки», — подчеркнул Иван Вишнивецкий.
Обучение построено на системе чтения и письма французского тифлопедагога Луи Брайля. Специальный шрифт осваивают с помощью тактильных учебников и пособий, которые печатаются в учреждении. Поэтому учеба растягивается на 12, а не 11 лет: не так просто овладеть этим «языком». Преподаватели признаются, что они с трудом читают по Брайлю, в то время как ученики «летают» по строчкам. В этом мы убедились на уроке литературы у 3-го «А» класса. Ловко водя пальцами по рельефным точкам в книге, Настя Алкаева без запинки зачитывает стихотворение про лису.
Брайлевские пишущие машинки помогают на математике. Шесть клавиш позволяют записывать уравнения. В каждом кабинете много тактильных материалов: фигурки животных и птиц, альбомы по ботанике. В одном из классов дети изучают, что из себя представляет долька томата (выпуклости повторяют структуру вплоть до семечек), в другом знакомятся с окружающей средой через рельефные глобусы и тактильные карты.
Николай Хазов, 17-летний учащийся из Москвы, — призер регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Он уверяет, что в интернате есть вся необходимая техника для незрячих.
«К компьютерам подключены дисплеи, которые переводят изображение на экране на шрифт Брайля. Программа невизуального доступа проговаривает ярлыки на рабочем столе. Мы программируем на языке Python. Многие выпускники получают высшее образование в сфере информационных технологий. А я увлекаюсь языками: русским, английским, немецким, чешским, польским, сербским. Было бы здорово стать переводчиком», — мечтает ученик.
После основных уроков начинаются занятия, на которых ребята распознают предметы и объекты по тифлоприборам (они предназначены для облегчения ориентации слепых людей в пространстве), осваивают приемы самообслуживания, учатся ориентироваться в зданиях, на улицах, в транспорте. Также есть кружки и секции: музыкальные, актерское мастерство, гончарное дело, голбол. Ребята из центра одаренных детей, помимо английского, учат итальянский.
Художественная мастерская заставлена картинами. Все работы, в том числе на стенах в коридорах, нарисовали ученики. Они растирают по холсту пластилин, ориентируясь по контурам. Картины выполнены с поразительной детальностью: это и панда с детенышем, и замок в горах, и красивые русские города.
Научиться уверенности в себе
Ученики уходят во внешний мир самодостаточными людьми, а если сталкиваются с препятствиями, то знают, что преодолеют их.
«Если взрослые сомневаются в ребенке, тогда и он станет сомневаться в себе. Нельзя жалеть его, иначе он зациклится на том, что с ним что-то не так. У нас другой подход: мы не сдуваем с учеников пылинки и выдвигаем такие же требования, как к другим детям, просто учитывая их особенности», — объяснила дефектолог Анастасия Днепровская.
Другим впору поучиться у незрячих уверенности в себе. 12-летняя Арина Деньмухамедова приехала в центр одаренных детей из Оренбурга. Она мечтает стать писательницей.
«У меня есть цикл рассказов, которые я отправляла на литературные конкурсы. Преподаватели всегда рады почитать мои произведения, рассказать о своих впечатлениях, помочь доработать текст и отправить заявку на конкурс», — поделилась ученица.
Каждый год школа выпускает десятки талантливых ребят. Две бывшие ученицы поступили на факультет иностранных языков МГУ имени М.В. Ломоносова и теперь проходят стажировку за границей. Также ребята неоднократно побеждали в чемпионате России по плаванию среди слепых.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы