7 сентября 2023 года
Психологи и сотрудники соцзащиты изо дня в день поддерживают москвичей. Но как им самим выдержать высокую эмоциональную нагрузку и преодолеть профессиональное выгорание? Справиться с переживанием чужих проблем, повысить свои навыки и компетенции, обсудить и найти решение спорных ситуаций помогают — супервизоры. В Москве профессиональную поддержку специалистам соцзащиты оказывает Московская служба психологической помощи населению и Ресурсный центр «Содействие».
Супервизия в широком смысле слова — это поддержка специалистов, занятых в социальной сфере и взаимодействующих с большим количеством людей. Благодаря ей можно всесторонне обдумать и обсудить работу с коллегами, построить грамотную тактику и стратегию профессиональной деятельности, преодолеть усталость и эмоциональное выгорание.
«Супервизия нужна, чтобы сотрудник соцзащиты почувствовал себя увереннее, мог обсудить волнующие его вопросы в сообществе коллег и в целом поддерживал свой профессиональный тонус», — говорит специалист Центра «Содействие» Надежда Подколзина.
Супервизия может проходить очно или дистанционно, индивидуально или в групповой форме. Участники придерживаются норм профессиональной этики и сохраняют обсуждаемые темы в пределах одной группы. Это касается не только рабочих ситуаций, но и любых других волнующих специалистов вопросов.
«Нередко сотрудники соцзащиты слишком близко принимают проблемы и переживания человека, как бы „примеряя“ на себя его ситуацию. И задача супервизора — распознать и проработать с ним этот момент. Осознание таких „параллелей“ освобождает от искажений и путаницы, помогая разграничить свой и чужой опыт», — говорит специалист Московской службы психологической помощи населению Юлия Щукина.
Случаи подобного «сращивания» эмоций встречаются довольно часто. За консультацией в столичный семейный центр обратилась мать девочки-подростка с жалобами на плохое поведение и снижение успеваемости ребенка. Во время консультации специалист почувствовала, что ей сложно работать с этим запросом. Общение с супервизором помогло проанализировать собственное состояние и эмоции, отделить свою историю от ситуации другого человека. Консультант поняла, что боялась сама оказаться в подобной ситуации, так как у нее дочь такого же возраста.
«Супервизия для работников помогающих профессий — часть профессиональной гигиены. Она углубляет осмысление того или иного практического опыта, а ее важный элемент — работа со своими мыслями и чувствами. В личности любого человека есть зоны, скрытые от него самого. И в какой-то момент они могут помешать собственному развитию», — говорит специалист Центра «Содействие» Нина Куляева.
С профессиональной точки зрения, супервизия — это анализ ошибок и разбор сложного случая из практики, который позволяет специалисту познавать и по-новому открывать себя.
«В результате этого познания происходит поиск и выявление новых решений, технических приемов, обновленное понимание конкретного случая и путей терапии, но главное — обновление сознания самого специалиста», — говорит сотрудник Московской службы психологической помощи населению Юлия Щукина.
Специалисты соцзащиты работают в режиме многозадачности: необходимо поддерживать настрой человека, повышать их мотивацию, выявлять сильные и слабые стороны, оценивать динамику развития. Это большой объем работы, и супервизия предоставляет возможность всесторонне разобрать и обсудить свой случай в безопасном поддерживающем пространстве коллег.
«Чем больше на супервизию приходит людей из разных профессиональных областей, тем лучше: это может быть юрист, социальный педагог, психолог. Такой подход расширяет видение ресурсов и вариантов помощи», — считает специалист Центра «Содействие» Ольга Егорова.
Пройти программу супервизии для специалистов соцзащиты, найти новые точки опоры и познакомиться с коллегами и неравнодушными людьми можно в Ресурсном центре по вопросам опеки и попечительства «Содействие». Запись доступна по телефону: 8(495) 624-76-64.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы