Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Лавка полезных вещей и комната ошибок: как работает первый в России центр обучения навыкам профессионального ухода

7 сентября 2023 года

Лавка полезных вещей и комната ошибок: как работает первый в России центр обучения навыкам профессионального ухода

В симуляционном центре сотрудникам социальных учреждений рассказывают, как профессионально ухаживать за подопечными и при этом не подорвать свое здоровье. К занятиям могут присоединиться москвичи, заботящиеся о маломобильных родственниках.

В последние годы в работе социальной службы Москвы произошли значительные перемены. Они призваны не только повысить качество услуг, но и улучшить условия труда в этой сфере. Особое внимание уделяют повышению квалификации сотрудников и совершенствованию рабочих процессов, а также профилактике профессионального выгорания персонала.

Для этого в Москве на базе Научно-практического геронтопсихиатрического центра в начале июня открыли первый в России симуляционный центр. О его работе и совершенствовании всей системы профессионального ухода рассказывали на Московском урбанистическом форуме в Гостином Дворе. Здесь провели два мастер-класса для сиделок домов-интернатов, представили иммерсивное шоу о деменции, а также обсудили важность ухода в рамках сессии «Шаг в будущее: новые проекты социальной поддержки».

Проект трансформации столичной системы соцзащиты представили и в рамках V Форума социальных инноваций регионов, который проходит в столице с 5 по 8 сентября. На сессии «Социальные тренды и инновационные проекты московской системы профессионального ухода» столичные и региональные эксперты обсудили уникальные интеграционные программы социальной защиты, а также представили проекты по обучению персонала.

От профессионального ухода до заботы о себе

В симуляционном центре могут проходить обучение сиделки и медсестры социальных домов и гериатрических центров столицы, а также москвичи, ухаживающие за маломобильными родственниками дома.

«При создании симуляционного центра исследовали лучшие практики ухода, российские и зарубежные. Мы разработали стандарты обучения и оснащения классов. В первую очередь перед нами стояла задача обучить специалистов стационарных социальных учреждений. Потом проект вырос до уровня города. Сейчас мы обучаем по разным программам, посвященным профессиональному уходу, коммуникации с людьми с ментальными нарушениями, например деменцией, с физическими ограничениями. Мы можем составить программу, которая будет полезна конкретному ученику», — говорит Елена Воронова, руководитель симуляционного центра.

Елена Воронова. Фото Е. Самарина. Mos.ru

Центр работает семь дней в неделю, а занятия проводят в две смены. Учебные программы могут длиться до нескольких дней, например 16-часовой тренинг для москвичей «Основы ухода за ослабленным родственником».

Для сотрудников городских домов-интернатов разработали специальную программу обучения сиделок. Это самый длительный курс — 144 учебных часа, сейчас его проходят 120 человек. А первыми выпускницами в начале сентября стали 10 сотрудниц геронтологического центра «Тропарево» филиала социального дома «Обручевский».

Все занятия направлены в первую очередь на приобретение практических навыков. Слушателей учат, как кормить и перемещать маломобильных людей, следить за их гигиеной, а также порядку действий в чрезвычайных ситуациях. Важный аспект — обучение техникам, которые помогают сохранить здоровье. Например, здесь показывают, как перемещать маломобильного человека, не надрываясь, объясняют, как построить грамотное и корректное общение с подопечным, чтобы никто не испытывал лишнего стресса.

Практика и еще раз практика

Симуляционный центр, где проходят занятия, располагается на улице Трофимова в Южнопортовом районе. Фасад здания декорирован бежево-голубыми цветами, а на территории размещены инсталляции со словами «доверие», «забота» и другими. При входе в центр невозможно не отметить комфортную обстановку и приятные глазу цвета. В фойе стоят удобные кресла пастельных тонов и столики. Первый и второй этажи соединяет лестница, а каждую ступеньку украшают мотивирующие надписи «будь терпелив», «не спеши», «будь честен», «улыбайся», «уважай».

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Практика учеников центра проходит в большом зале с манекенами вроде тех, что многие видели на уроках ОБЖ или на курсах первой помощи. Это тренажеры сердечно-легочной реанимации — на них отрабатывают порядок действий при остановке дыхания. Рядом с каждым манекеном экран, на котором транслируется обучающее видео. Надев наушники, программу осваивают в своем темпе: на каждом экране видео можно остановить, отмотать на нужный момент или запустить снова. Затем ученики сдают зачет на манекене, к которому инструктор подключает ноутбук, и, в случае правильного проведения всех манипуляций, «пациент» начнет «дышать» сам. Отдельная часть помещения посвящена отработке навыков эвакуации при пожаре. Здесь есть в том числе спасательный трап, подобный тому, что используется в самолетах.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Далее находится зона собственной безопасности, где представлены простые инструменты, позволяющие физически облегчить уход. Например, специальный пояс для того, чтобы поднять маломобильного человека и пересадить его с кровати на стул или в коляску, не сорвав спину. Снизить нагрузку получается за счет того, что пояса имеют специальные ручки, за которые держатся подопечный и его помощник во время перемещения.

«Профессиональный уход за маломобильным человеком — это тяжелый труд и физически, и психологически. На занятиях мы говорим о том, что должны помогать ближнему, но при этом важно не забывать о себе. Мы обучаем безопасным методам перемещения маломобильного человека, эргономике, кинестетике, технологиям ухода, которые помогают сохранить здоровье ухаживающего», — отмечает Елена Воронова.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

На занятиях демонстрируют, как, лишь слегка поменяв положение пациента на кровати, можно без труда перевернуть его на бок или посадить. Затем ученики тренируются друг на друге.

«Здесь я узнала, как использовать привычные предметы для удобного перемещения, например простынь. Кроме того, нам показали, как проще погрузить маломобильного человека в ванну и помочь ему после купания, что делать, если он упал в квартире. На занятиях мы могли побыть в роли маломобильных людей и понять, что они чувствуют, когда их пытаются переместить», — рассказывает москвичка Людмила Шульга, посетившая несколько мастер-классов в симуляционном центре.

Женщина ухаживает за дочерью, которая передвигается в кресле-коляске. На занятия Людмила Шульга ходила вместе с подругой, ухаживающей за пожилой мамой.

Людмила Шульга. Фото Е. Самарина. Mos.ru

Реабилитация и рабочий этикет

В отдельном зале представлены современные средства реабилитации и три вида покрытий, имитирующие камень, лед и траву. Здесь можно потренироваться перемещать коляску, ходунки, помогать при ходьбе человеку с тростью по разным поверхностям. Также есть возможность протестировать и инновационные ступенькоходы, благодаря которым маломобильный человек без посторонней помощи перемещается по лестницам.

Важность обучения профессиональному уходу отмечает медсестра Анжела Барашкина. По ее словам, на курсах в симуляционном центре она научилась пользоваться новым оборудованием, которым недавно оснастили филиал «Капотня» социального дома «Люблино», где она работает.

Анжела Барашкина. Фото Е. Самарина. Mos.ru

«У нас в отделении 60 человек, и почти все немобильные. Медсестры должны контролировать работу сиделок, при необходимости помогать им. Я узнала, как пересаживать людей с большим весом, чтобы не сорвать спину. Мы специально поднимали самого тяжелого участника группы», — отмечает Анжела Барашкина.

Эксперт симуляционного центра Евгений Бредихин отмечает, что, помимо вопросов гигиены, физиологии, правил перемещения и первой помощи, соцработников учат вежливому общению с подопечными.

Евгений Бредихин. Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Мы обязательно обсуждаем на занятиях, что работники социальных учреждений должны осознать: это не люди приезжают к нам, а мы приезжаем в чужие дома, чтобы оказывать там услуги. Когда заходим в комнату к подопечному, стучим в дверь, представляемся, получаем согласие на проведение гигиенической или медицинской процедуры. Затем обязательно объясняем все, что делаем, чтобы человек не испытывал дискомфорт и ему не было страшно», — говорит Евгений Бредихин.

Лавка полезных вещей и комната ошибок

Отдельное обучающее пространство — лавка полезных вещей. Здесь помогают тем, кто впервые столкнулся с необходимостью ухода за близким человеком. В учебном магазине представлен большой ассортимент — от тростей и костылей до развивающих игрушек и предметов одежды.

«Некоторые люди впадают в панику от того, что их родственник внезапно стал маломобильным. Они боятся, что придется нанимать сиделку, тратить лишние деньги. В нашем импровизированном магазине мы показываем, какие товары помогут существенно облегчить жизнь дома. Человек четко понимает, что именно ему нужно и сколько придется потратить», — рассказывает руководитель симуляционного центра.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Для покупателя лавки создается кейс. Например, его может ждать настойчивый продавец, предлагающий приобрести сок за бесценок. Ловушка в том, что, если в сценарии описан случай пациента с сахарным диабетом, поддаваться на уговоры продавца ни в коем случае нельзя. После похода за покупками тренер внимательно изучает корзину с товарами ученика и разделяет вещи по трем категориям: необходимое, нужное, но не необходимое, ненужное.

Елена Воронова отмечает: важно максимально поддерживать качество жизни и привычки человека, которые были у него до болезни. Например, если мужчина любил чисто бриться, трехдневная щетина будет его раздражать, портить настроение ему и окружающим. Если бабушка любила вязать и вышивать, но теперь ее моторные навыки утрачены, стоит приобрести для нее специальные игрушки, чтобы разрабатывать мелкую моторику.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Самое интересное и колоритное место в центре — комната ошибок. Помещение оформлено как типичная «бабушкина квартира», знакомая большинству из нас с детства. На занятиях здесь обсуждают, как организовать пространство в комнате пожилого человека, чем могут быть опасны маленькие табуретки, тапочки-шлепанцы, мягкие игрушки, ковры и другие привычные предметы.

«Второй аспект, который мы здесь изучаем, — это деменция. Человека с симптомами этого заболевания могут напугать такие вещи, о которых мы даже не догадываемся», — объясняет Елена Воронова.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Например, в комнате есть зеркало и черный прикроватный коврик. Однако эти вещи могут быть опасными для человека с деменцией. Он уже плохо понимает, сколько ему на самом деле лет, и, увидев в зеркале отражение своего лица, может испугаться. То же касается и коврика черного цвета. Человек с ментальными нарушениями плохо осознает пространство, черный цвет он воспринимает как пропасть. И по этой причине он может отказаться вставать с кровати или не входить в комнату.

Кроме того, ученики могут пройти в этой комнате мини-квест. Они примеряют костюм пожилого человека — надевают шумопоглощающие наушники, очки с затемненными стеклами, утяжелители. Далее они разыгрывают по ролям сценарий общения пожилого человека и сиделки.

Наглядные образцы

Демонстрационная комната надомного ухода обставлена так, как в идеале должно выглядеть жилье маломобильного или пожилого человека. Она оформлена в пастельных тонах, здесь устойчивые стулья-кресла и скругленные углы. Если так оборудовать комнату пожилого или маломобильного родственника, то можно существенно сократить риск травмирования.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

В соседней комнате представлена модель помещения в социальном доме. Там сиделки и медсестры отрабатывают алгоритмы взаимодействия с жителями стационарных социальных учреждений, тренируются перемещать их, например, от кровати до санузла и обратно.

Отдельно оборудована большая зона гигиены. Здесь представлены всевозможные способы полного купания человека. Слушатели симуляционного центра в этой зоне с водой и гигиеническими средствами учатся помогать принимать душ или ванну маломобильному человеку.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

Обучение в центре доступно любому, кто занят в сфере ухода профессионально или по личным обстоятельствам. Москвичи могут пройти обучение по направлению социального координатора — сотрудника больницы. Он выдаст направление на обучение в симуляционном центре при выписке каждой семье, которой могут пригодиться такие навыки.

В любое время все желающие могут изучить полезные инструкции в разделе, посвященном центру на сайте агрегатора добрых дел «Я дома», а также посмотреть ролики с занятий в социальной сети «ВКонтакте».

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме