11 августа 2023 года
Занятия на развитие мелкой моторики и тактильного восприятия улучшают память и концентрацию внимания. Игры в песочнице кажутся очень простыми, но для детей с особенностями развития они обладают хорошим терапевтическим эффектом. Специалисты особых семейных центров активно используют этот метод.
Игра в песочнице — отличный способ развития у ребёнка речи и учебных навыков. Благодаря своей структуре песок благотворно влияет на чувствительность и нервные окончания ладошек и пальцев рук, улучшает мелкую моторику и координацию движений. Материал может быть мокрым и сухим, липким и рассыпчатым, легким и тяжелым, теплым и холодным.
Воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Любовь Шемякина на занятиях с 10-летней Ирой использует сухой песок. Начинали с простых упражнений: провести рукой, перетереть между ладонями. Девочка рисовала пальцами, затем педагог предложила кисточки и палочки.
Первые движения Иры были неуверенными, но вскоре ей понравилась игра с цветным песком на столе с подсветкой. Девочка выполняла движения подушечками пальцев, костяшками, ребрами ладоней. Одно из любимых упражнений воспитанницы — закапывать и откапывать игрушки. После нескольких занятий девочка стала более спокойной, улучшилось настроение.
«Во время занятий с Ирой стараемся не навязывать свое мнение, а направлять ребенка, поощрять, хвалить за достижения. Девочка стала лучше управлять руками, контролировать мелкие движения, которые стали более точными и уверенными. Появились заметные успехи в лепке и рисовании, а главное — возник интерес к творчеству», — отмечает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Любовь Шемякина.
Умения и навыки, которые ребенок получает во время занятий песочной терапией, помогают в быту: пользоваться столовыми приборами, расческой, зубной щеткой, кисточкой для рисования и многим другим.
«Игры с песком положительно влияют на эмоциональное состояние, помогают стабилизировать его. Песочная терапия — один из способов выразить эмоции и исследовать мир, проявить индивидуальность и креативность», — подчеркивает педагог-психолог особого семейного центра «Роза ветров» Кристина Горбачева.
Специалист проводит индивидуальные занятия с детьми с использованием интерактивной песочницы. Дети выполняют задания под музыку, а разные сценарии не только увлекают детей, но и способствуют всестороннему развитию.
Специалисты предлагают ребятам нарисовать что-то по определенному образцу — это учит концентрироваться и следовать инструкции. Совместные игры «На что это похоже?», «Какой буквы не хватает?», «Что нужно дорисовать?», «Что пропало?» в интерактивной песочнице помогают развивать мышление и память. Режим релаксации создает атмосферу дождя, моря или леса на песке и помогает снять эмоциональное и мышечное перенапряжение, снизить тревогу.
«Занятия с интерактивной песочницей помогает дошкольникам подготовиться к учебе, а школьникам — легче адаптироваться к учебному процессу. Дети улучшают коммуникативные навыки, лучше ладят друг с другом и находят общий язык», — рассказывает педагог-психолог особого семейного центра «Роза ветров» Кристина Горбачева.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы