5 мая 2023 года
Умение общаться с окружающими необходимо для гармоничной жизни в обществе. Навык формируется в раннем возрасте, но не всем ребятам, особенно с ограниченными возможностями здоровья, этот процесс дается легко. Как специалисты помогают развить способности, рассказывает педагог-организатор особого семейного центра «Дом Детей» Владимир Ильин.
Сформировать навыки общения у ребенка с ограниченными возможностями здоровья — одно из приоритетных направлений работы специалистов особых семейных центров. На занятиях педагоги применяют современные методики, которые позволяют приобретать коммуникативный опыт. Но чтобы закрепить полученные знания, необходима практика.
В особый семейный центр «Дом Детей» часто приходят волонтеры, артисты и просто неравнодушные люди. С ребятами играют, проводят мастер-классы, танцуют, поют и ставят интерактивные спектакли. Мальчики и девочки с особенностями развития посещают спортивные праздники, ходят в кино, гуляют в парке. Все это вызывает большое количество положительных эмоций. Такая практика в центре — не просто развлечение. Новые впечатления помогают воспитанникам развивать коммуникативные способности.
«Одна из особенностей наших ребят — слабая познавательная активность. Чтобы их заинтересовать, нужно приложить усилия. Всё должно быть увлекательным: ожидание гостей, встреча, общение с ними, совместные занятия. К мероприятию всегда готовимся заранее: рассказываем, кто приедет, что будем делать, зачем», — объясняет Владимир Ильин.
Молчаливый и тихий Костя пришёл в центр вместе с бабушкой. Он боялся посторонних, с трудом шёл на контакт. Его не интересовали ни игрушки, ни представления приглашенных артистов. В «Доме Детей» мальчик начал посещать музыкальные занятия. Каждый урок — праздник, где сочетаются мелодии и логоритмические игры.
Занятия часто проходят в группе, воспитанники знакомятся друг с другом, общаются. В течение нескольких месяцев мальчик привыкал, потом определился с любимыми инструментами — и вскоре начал улыбаться. Слыша звуки музыки, Костя проявлял интерес, подходил ближе к их источнику. Спустя полтора года он с удовольствием стал включаться и в другие коллективные игры.
Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития смена обстановки необходима. У Арины индивидуальная программа реабилитации, в которую входят занятия с дефектологом, лечебная физкультура и массаж. Девочка любит встречаться с гостями и смотреть кукольные спектакли, а при виде клоунов хохочет.
Летом Арина ездит в детский лагерь. Лес, чистый воздух, весёлые праздники и увлекательные игры — что ещё нужно ребёнку? Отдых и общение помогают Арине чувствовать себя лучше физически и психологически. Благодаря позитивным впечатлениям быстрее обучается, ведёт себя более активно.
«Любым детям нужны новые ощущения. Наших ребят особенно важно научить быть любознательным: знакомить с разными видами времяпровождения, добавлять в жизнь яркие краски. Постепенно количество занятий переходит в качество, ребенок проявляет все большую увлеченность. В итоге расширяется его кругозор, развиваются и коммуникативные навыки, и другие полезные умения», — рассказывает Владимир Ильин.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы