26 апреля 2023 года
Раскрывать способности детей с ограниченными возможностями здоровья и подтолкнуть их к изучению окружающего мира позволяют игры, в том числе с интерактивной песочницей. Подробнее об этом рассказывают психолог особого семейного центра имени Г.И. Россолимо Елена Зиборева и педагог-психолог особого семейного центра «Роза ветров» Кристина Горбачева.
Интерактивная песочница — уникальный игровой и в тоже время обучающий комплекс. Она оснащена проектором и различными программами, позволяет проходить множество сценариев со звуковым сопровождением.
«На занятии специалисты ориентируются на интересы ребенка, выстраивают игру с учетом его индивидуальных способностей. Дети при этом получают новые знания, умения и навыки. Например, на разной глубине гор или вулканов песок меняет цвет, что вызывает бурный восторг у ребят. Позитивные эмоции дают мотивацию к исследовательской деятельности», — поясняет педагог-психолог Елена Зиборева.
Интерактивность и последовательность процесса
Все занятия с детьми проходят в формате путешествий или опытов. В игре ребята учатся следовать сюжету, общаться со взрослыми и сверстниками. Первое время дети взаимодействуют с песком разными пальцами и ладошками: гладят поверхность, рисуют линии, насыпают горки.
Следующий этап направлен на развитие памяти, внимания и воображения. В процессе используют различный игровой материал в зависимости от темы: формочки, машинки, фигурки животных. Сюжет должен соответствовать основной идее занятия. Например, при изучении времен года в песочнице появляются визуальные картинки и звуковое сопровождение: ребенок слышит, как осенью идет дождь или весной поют птицы. Программа «День-ночь» помогает понять не только смену суток, но и представления «верх-низ», которые бывают сложны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Под музыку воспитанники опускают руки в песок, пересыпают его из одной ладони в другую, просто гладят.
«Благодаря песочнице дети познают окружающий мир, элементарные математические и обобщающие понятия. При этом развивается фантазия, улучшаются чувствительность и моторика, стимулируется зрительное и слуховое восприятие», — заключила Елена Зиборева.
В особых семейных центрах детям помогают обогатить чувственный и сенсорный опыт, необходимый для полноценного восприятия окружающего мира. Игра с песком — естественная и доступная форма взаимодействия, одна из любимых забав ребят.
Особый семейный центр «Роза ветров» посещает 9-летняя Ира. Ей было сложно воспринимать цвета и формы предметов, но нравилось играть на компьютере. «На занятии использовали программу, которая проецировала изображения различных объектов на песочницу. Ира должна была выбрать правильный цвет и форму, соответствующие предмету. Каждый раз, когда она давала верный ответ, программа проигрывала музыку и показывала анимацию. Это делало игру еще более интересной, мотивировало девочку на новые достижения», — рассказывает педагог-психолог особого семейного центра «Роза ветров» Кристина Горбачева.
В начале занятия Ира чувствовала себя неуверенно и не могла сделать правильный выбор. Однако по мере того, как игра продолжалась, девочка вовлекался все больше и больше. Она начала быстрее узнавать названия цветов и форм, меньше ошибаться. Вскоре Ира без труда могла определить признаки объекта.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы