10 апреля 2023 года
Изучение ребенком окружающего мира начинается с ощущений от различных предметов и явлений. Но для детей с особенностями развития этот процесс может стать непростым. Подробнее о том, как помочь ребятам расширить кругозор, рассказывает специалист особого семейного центра «Формула роста» Надежда Турусова.
Дети с расстройством аутистического спектра чувствительны к различным раздражителям: звуку, свету, текстуре, вкусу и запаху. Нередко они волнуются, касаясь, например, холодной поверхности или чувствуя непривычный аромат. При этом ребятам нравится изучать разнообразные тактильные ощущения. Поэтому особенный ребенок часто отказывается использовать предметы по назначению, а вместо этого трогает, вертит, подбрасывает или роняет их.
«Наши специалисты часто применяют обучающие игры для расширения представлений детей об окружающем мире. Работа строится с учетом возраста ребенка, уровня и особенностей его сенсорного восприятия», — отмечает Надежда Турусова.
На занятиях в игровой форме ребята исследуют предметы, определяют их качества, учатся словами обозначать свойства, сравнивать и различать. Также они тренируются группировать вещи по различным признакам. Например, собирают на синем коврике кубики того же цвета, раскладывают по коробкам детали конструктора разной геометрической формы и др. Таким образом, ребенок не только весело и увлекательно проводит время, но и развивается.
Для полноценного развития необходимо предоставлять ребенку разнообразные впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Важно помнить, что врожденная способность детей воспринимать различные внешние раздражители развивается лучше, если подойти к вопросу осознано, комплексно и всесторонне.
Исследуем и развиваем
Развитое восприятие сигналов от мышц, связок, суставов помогает ребенку с особенностями развития осознавать свое тело, ощущать его положение в пространстве и лучше понимать, какую силу он прикладывает в определенных ситуациях. Чтобы сформировать в детях необходимые для этого навыки, специалисты проводят занятия, где ребята катают мячи различных размеров, подражают животным, проходят полосы препятствий.
Также детям необходимы игры и упражнения для стимулирования вестибулярного аппарата. Например, ходьба по линии или балансирование на специальном инвентаре улучшают чувство равновесия, помогают ощутить положение тела в пространстве.
Кроме того, важно развитие тактильной чувствительности. Занятия с крупами, тестом и пластилином, рисование пальцами, игры в бассейне с шариками — все это формирует способность особенного ребенка к осознанному исследованию окружающего мира.
«Многие родители обеспокоены тем, что сами не могут расширить и обогатить сенсорный опыт своего ребенка. Как правильно это сделать и с чего начать — частые вопросы к специалистам. В таких случаях наша задача объяснить, что в развитии чувственного мира детей помогают обучающие игры, занятия, наблюдения за природой. Все это мамы и папы способны самостоятельно сделать в домашних условиях», — рассказывает Надежда Турусова.
Совместная работа с родителями
Специалисты особых семейных центров проводят встречи, где мамы и папы вместе с детьми занимаются саморазвитием и творчеством, общаются. Также семьи посещают тренинги и консультации. Основа двусторонней работы — это сотрудничество и открытость.
«Раньше Вика не проявляла желание выполнять упражнения. Мы начали регулярно заниматься со специалистами особого семейного центра и вскоре стали заметны результаты! Сейчас дочь с радостью играет, тянется к новым предметам и даже умеет их различать, показывает рукой на тот, который ей называет педагог. Это большой прогресс, будем и дальше работать, чтобы ребенок развивался», — поделилась Татьяна, мама девочки.
Таким образом, полноценное взаимодействие родителей и специалистов позволяет ребенку с особенностями развития расширить свой кругозор, правильно воспринимать объекты, предметы и явления. Все это обеспечивает ребятам гармоничное и всестороннее развитие.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, воспитывающим детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы