7 марта 2023 года
Рекрутеры не зовут на собеседования — с такой ситуацией нередко сталкиваются соискатели. Как составить действительно привлекательное резюме и выделиться среди множества откликов, рассказала карьерный эксперт столичной службы занятости Татьяна Морозова.
«Многие кандидаты стремятся подать себя как можно оригинальнее и креативнее. Но выигрывают не самые нестандартные, а самые подготовленные, знающие „правила игры“ и критерии оценки. Безусловное преимущество у тех соискателей, которые учитывают требования вакансии, соблюдают деловой этикет и экономят время рекрутера. Hа просмотр отклика у специалистов уходит не более 85 секунд. Чтобы вас заметили, необходимо сделать структурированное резюме, удобное для прочтения рекрутером, и подкрепить его сопроводительным письмом», — рассказала карьерный эксперт центра «Моя работа» Татьяна Морозова.
Начать с главного
На работных сайтах рекрутеры видят отклик соискателя на вакансию в режиме предварительного просмотра. Там зачастую отображается только последнее место работы, фото, желаемая должность. Распространенная ошибка — начинать резюме со старого или нерелевантного опыта.
Что же делать, если вы одновременно заняты в нескольких проектах? Исходите из ваших карьерных целей и требований вакансии. Например, в будни вы работаете сварщиком в крупном промышленном концерне, а по выходным иногда подрабатываете в маленькой автомастерской у друга. Если хотите устроиться мастером участка сварки на заводе, более актуален опыт на крупном предприятии. Но если же вы планируете работать у автодилера, то первостепенен опыт сварки деталей для машин.
Укажите самый значимый опыт — не абстрактно, а для позиции, на которую вы претендуете.
Заменить обязанности на задачи и достижения
Не стоит перечислять свои должностные обязанности и указывать самые незначительные из них, чтобы «резюме выглядело солиднее». Например, инженеру совсем неактуально упоминать прием звонков или организацию видеоконференций. Лучше написать о конкретных задачах и измеримых результатах, используя сильные глаголы и цифры. Пример: участвовал в проведении испытаний нового робота-курьера, что привело к улучшению его проходимости на столько-то процентов и сокращению времени доставки заказов на столько-то минут.
Конкретно указать навыки
Графа «навыки» одна из самых важных в резюме на работных сайтах. На ее основе рекрутеры ищут кандидатов через фильтры. Из-за слишком расплывчатого описания навыков вы можете упустить поток входящих предложений. Например, общую фразу «работа с изображениями», лучше заменить на названия конкретных программ: Adobe Photoshop, Figma, Illustrator.
Обратите внимание, какие навыки указаны в требованиях к вакансии. Оцените, какими из них вы обладаете, и укажите в резюме свои самые релевантные компетенции.
Внимательно и полностью прочитать текст вакансии
Максимально адаптируйте резюме под требования работодателя. Некоторые рекрутеры даже оставляют для соискателей «тест на внимательность» в описании вакансии. Например, нужно ответить на вопрос в сопроводительном письме или направить отклик с определенной темой письма. Если это условие не соблюдается, кандидата могут даже не рассматривать.
Релевантно заполнить графу о себе
Не надо показывать рекрутерам, насколько вы разносторонняя личность: любите собак и поэзию серебряного века. Разговор о ваших хобби и том, как они помогут влиться в корпоративную культуру, лучше отложить до собеседования. Но, например, если претендуете на позицию продавца-консультанта в книжном магазине, то не лишним будет упомянуть, что вы посещаете все литературные выставки-ярмарки и читаете тематические блоги.
В резюме надо указать актуальные для вакансии дополнительные навыки и личностные качества, которые помогут в работе. Старайтесь избегать клише: коммуникабельность, стрессоустойчивость. Лучше опишите ситуации, когда вы реально применили эти качества.
Указать несколько контактов
Несколько возможных способов связи — ваше преимущество. Бывает, что вам не могут дозвониться, например, вы в дороге или на другом собеседовании. Оставьте еще и адрес электронной почты или контакт в мессенджере.
Много откликаться на вакансии
Отправить один отклик на вакансию мечты и ждать — неверная стратегия. Чем вы активнее, тем больше шансов. По статистике работных сайтов, на 10 откликов приходится не более 1-2 приглашений на собеседование.
Обращаться за обратной связью
Любая обратная связь — ценность, ведь она позволяет скорректировать и улучшить вашу стратегию, чтобы скорее прийти к цели. Не стесняйтесь спрашивать рекрутеров, получили ли они ваше резюме и что о нем думают. Старайтесь делать это ненавязчиво: будьте вежливы и не пишите по нескольку сообщений подряд с просьбой немедленно ответить.
Составить сопроводительное письмо
Подготовка сопроводительного письма станет бонусом для всех кандидатов — даже если работодатель не требует его напрямую. Особенно полезен этот инструмент соискателям без опыта и тем, кто решил сменить сферу деятельности. Сопроводительное письмо поможет компенсировать недостаток навыков и компетенций. Допустим, вы претендуете на вакансию тестировщика мобильных приложений сразу после курсов. У вас нет портфолио коммерческих заказов, но есть учебные проекты. О них как раз и можно рассказать в сопроводительном письме.
Начать следует с короткого абзаца о себе — ваша профессия, ключевые навыки и основные проекты. Наиболее выигрышным будет описание лучшего кейса по модели «STAR»: ситуация, задача, ваши действия и результат. Например, поступало много обращений в техподдержку стримингового видеоресурса, ваша задача была их проанализировать. Вы выявили, что пользователи не понимают, как подключить новый тариф и какие преимущества он дает. Тогда совместно с командой вы разработали и внедрили специальную страницу на сайте с описанием тарифов. В итоге количество обращений в техподдержку снизилось на 30%, а количество подписок выросло на 5%.
Оценить отклик критически
Все пункты резюме заполнены, сопроводительное письмо написано, но не спешите сразу отправлять отклик. Остался один из самых ключевых этапов. Перечитайте документ еще раз и оцените его критически: все ли вам понятно, нет ли длинных описаний, лишних деталей. Насколько стиль текста соответствует деловой коммуникации: нет ли чрезмерного «креатива» и неуместных шуток? А еще лучше — дайте свое резюме на проверку стороннему наблюдателю: другу, родственнику или знакомому. Если сомневаетесь в чем-то — упрощайте или удаляйте. Каждую фразу оцените с позиции: «можно ли без этого обойтись». Не пытайтесь «раздуть» объем — для резюме оптимальны максимум две страницы текста, поэтому все второстепенное стоит сократить.
Выстроить план карьерного развития и составить пошаговый чек-лист для самопроверки помогут тренинги «Стратегия поиска работы», «Успешные технологии трудоустройства».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы