6 марта 2023 года
Применяя в своей практике метод восстановления через физкультуру и спорт, специалисты реабилитационных центров решают множество задач: обеспечение своим подопечным нового качества жизни, достижение максимально возможной физической, психической и социальной адаптации, обретение уверенности в своих силах.
В самом названии Реабилитационного центра для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта заложено основное направление деятельности специалистов, тренеров и преподавателей. В учреждении активно развиваются сразу несколько видов адаптивного спорта: настольный теннис, волейбол, большой теннис, бадминтон и стрельба из лука.
Например, в отделении адаптивной физической культуры люди с инвалидностью учатся не только правилам игры и подводящим упражнениям, но и в процессе игры отрабатывают сложные двигательные навыки, учатся передвигаться на кресле-коляске или с помощью различных технических средств реабилитации. Это позволяет чувствовать себя уверенно и в городе, свободно перемещаться без посторонней помощи.
«После занятий наши подопечные становятся внимательнее, лучше концентрируются. Но самое главное, спорт дает возможность развиваться творчески, общаться с единомышленниками, учиться новому, участвовать в конкурсах, соревнованиях, радоваться своим победам», — отмечает Владимир Легошин, заведующий отделением адаптивной физической культуры и спорта.
Многие посетители РЦИМФКиС становятся профессиональными спортсменами. В 9 лет Никите Богданову был поставлен диагноз, при котором мышцы постепенно теряют силы и возникают выраженные двигательные ограничения. В 2021 году Никита начал заниматься в отделении адаптивной физической культуры. Здесь мальчик познакомился с различными спортивными направлениями, но больше всего ему понравился настольный теннис.
Занимается с Никитой заслуженный тренер России Ольга Костина: «Никита не по годам взрослый, ответственный, целеустремленный, трудолюбивый. В 2022 году впервые принимал участие в соревнованиях, и сразу во всероссийском турнире по настольному теннису среди взрослых. Занял 6 место, но был отмечен медалью и почетной грамотой за проявленные волевые качества и как самый юный участник соревнований. В результате Никита вошел в состав сборной команды города Москвы по настольному теннису для участия в летней спартакиаде среди детей с ограниченными возможностями здоровья».
Физкультура и спорт являются одним из ключевых блоков реабилитационного процесса и в Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра».
Среди большого спектра услуг учреждения есть игровые и спортивные виды деятельности — настольные игры, упражнения на тренажерах, утренняя гимнастика, простая и скандинавская ходьба, веломобили, терренкур, настольный теннис, лыжи и многое другое.
На протяжении длительного времени считалось, что при заболеваниях артритом физическая активность только вредит суставам. Но практика последних десятилетий доказала, что физкультура и спорт являются самыми эффективными способами ослабления симптомов ревматоидного артрита.
Алевтина Царева приехала в центр в первый раз два года назад и с удивлением обнаружила, что регулярная физкультура и системная активность приносит желаемое облегчение. Сейчас женщина проходит уже третий курс реабилитации. К привычной утренней гимнастике добавились занятия на лыжах, веломобиле, ходьба.
«Благодаря физкультуре удается держать себя в тонусе. Если в первый заезд с трудом переносила нагрузку от утренней гимнастики, то в третий заезд с нетерпением жду. И самое важное, что после курса оздоровления могу спокойно обходиться без лекарств», — делится впечатлениями Алевтина.
Отмечают эффект от занятий адаптивной физической культурой и в Реабилитационно-образовательном центре № 105, чьими подопечными являются дети с ментальными нарушениями. Специалисты говорят, что такие занятия улучшают физическое и психическое здоровье ребенка, дисциплинируют, помогают ребятам в повседневной жизни.
«Уроки физкультуры в нашем центре не только развивают детей в физическом плане, но и помогают в адаптации. Так, в сентябре первоклассникам было сложно собраться и настроиться на урок. Некоторые дети не могли сидеть на месте. С такими детками играли в игру „черепаха“. Задача была доползти медленнее всех. После полугода занятий учитель 1 класса отмечает, что дети начали сидеть за партой, более внимательно слушают, к тому же спортивные игры сплотили коллектив», — комментирует учитель физической культуры Варвара Журавова.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы