Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как музыка помогает студентам центра сопровождаемого проживания в социальной адаптации

2 марта 2023 года

Как музыка помогает студентам центра сопровождаемого проживания в социальной адаптации

Студенты столичного Центра сопровождаемого проживания «Гурьевский» регулярно посещают музыкальную школу, где учатся пению и игре на различных инструментах. Такие занятия становятся частью комплексной реабилитации и помогают молодым людям с ментальными особенностями адаптироваться к жизни в социуме.

Уже несколько лет студенты Гурьевского занимаются с педагогами Детской музыкальной школы имени В.Я. Шебалина. Молодые люди учатся хоровому пению, играют на ударных, баяне и гитаре. Большинство студентов приняли участие во множестве концертов в составе небольшого ансамбля «Кураж».

Занятия музыкой — не просто развлечение, а важная часть социальной адаптации студентов. Прежде всего, вокал помогает развитию фонематических навыков — способности воспринимать и различать звуки речи. Человек со сформированным фонематическим восприятием быстрее овладевает грамматическим строем языка и чётче произносит звуки — как следствие, успешнее осваивает письмо и чтение. Для студентов с нарушениями речи — это особенно важно.

«Занятия музыкой помогают всестороннему развитию ребят с ментальными особенностями. Участники занятий становятся дисциплинированнее, лучше структурируют информацию, учатся работать в команде, слышать себя и других. Мы видим, как меняются студенты, как закаляется их характер, и как музыка помогает им добиться успеха во многих сферах жизни», — говорит преподаватель школы, почётный работник культуры города Москвы Елена Саприко.

На репетиции в музыкальной школе им. В.Я. Шебалина

Для многих студентов такие занятия — больше, чем просто уроки музыки. Через творчество молодые люди находят новые способы самовыражения, преодолевают страх публичных выступлений и получают удовольствие от достижения целей. Некоторые студенты даже думают о карьере музыкантов или танцоров.

«Хочу выступать на сцене — это моя самая большая мечта. Знаю много композиций, хорошо пою, а когда нахожу время, — танцую. Учусь вокалу уже давно, и однажды обязательно стану певицей», — делится студентка Любовь Войновская.

Люба — одна из тех, кто несколько лет посещает занятия и выступает в ансамбле. «Кураж» — небольшой, но сплочённый и сильный музыкальный коллектив. Ребята часто участвуют в различных фестивалях и конкурсах, и неизменно попадают в тройку лидеров. Главный принцип «Куража» заключается в том, чтобы соревноваться с другими на общих основаниях, и поэтому почти всегда студенты «Гурьевского» становятся единственным инклюзивным коллективом среди выступающих.

Ансамбль на сцене St Petersburg Open Festival

Недавно молодые люди стали участниками Всероссийского фестиваля «St Petersburg Open Festival» в Санкт-Петербурге, где на общих основаниях соревновались с вокальными коллективами со всей России. Ребята долго и тщательно готовились к выступлению, упорно репетировали, чтобы показать достойный уровень исполнения. Номер включал в себя не только песни разных жанров, но и элементы акробатики и танца.

«Мы долго учили вокальную партию, с каждым занимались индивидуально. Прорабатывали и движение мелодии, и интонирование, но особую трудность вызывала работа над текстом. Перед тем как отправиться на фестиваль, все ребята сдавали индивидуальный зачёт, и именно по итогам этого экзамена был собран коллектив, который отправился в Петербург. Жанры музыки у нас тоже представлены разные — поём и эстрадные, и народные песни, а для раскрытия образа даже использовали танцевальные элементы», — рассказывает преподаватель музыкальной школы Галина Садкова.

Выступление сопровождалось элементами народного танца

Среди всех вокальных номеров студенты Центра сопровождаемого проживания заняли первое место — жюри отдельно отметили профессионализм исполнения и слаженность коллектива. Ребята остались верны своему принципу и стали единственным инклюзивным ансамблем на всём фестивале. Эта победа очень важна для молодых людей — кроме пользы для самооценки и подтверждения их навыков, она укрепляет веру в себя и помогает развиваться дальше.

Небольшое путешествие в Санкт-Петербург также имеет особое значение. Для студентов центра каждая такая поездка — не просто развлечение, а ещё один шаг на пути к самостоятельности. Путешествия помогают людям с ментальными особенностями завести новые знакомства, пройти через незнакомые ситуации. Это всегда напоминает экзамен на самостоятельность, ведь молодому человеку предстоит применить на практике свои навыки ориентирования в незнакомой среде. А в сочетании с радостью от достижения цели и яркими впечатлениями такое путешествие не просто учит, но вдохновляет на новые свершения и победы.

Студенты Центра сопровождаемого проживания «Гурьевский» на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге

«Очень волновался перед выступлением, и один раз даже забыл слова. Хорошо, что быстро собрался и все вспомнил. В итоге и сама песня, и мой шпагат в прыжке — всё получилось! А потом мы пришли на Дворцовую площадь. Она такая красивая! Совсем недавно видел её по телевизору, а теперь и сам побывал. Может быть, однажды смогу выступить здесь?», — говорит студент Кирилл Арутюнов.

Центр сопровождаемого проживания «Гурьевский» — учреждение столичного Департамента труда и социальной защиты, открытое в феврале 2021 года. Учреждение работает по технологии обучения молодых людей с ментальными особенностями и помогает им научиться жить самостоятельно или с минимальным сопровождением. Сегодня в учреждении обучаются 120 студентов. После освоения индивидуальной программы подготовки они смогут проживать самостоятельно.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме