Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Воспитанников социальных учреждений Москвы обучают самостоятельности

10 февраля 2023 года

Воспитанников социальных учреждений Москвы обучают самостоятельности

Развитие и закрепление социально-бытовых навыков — одна из основных задач сотрудников системы столичной соцзащиты, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Чем раньше начнутся такие занятия, тем проще ребенку будет подготовиться к самостоятельному или сопровождаемому проживанию. Поэтому формированию бытовых навыков в социальных учреждениях уделяется пристальное внимание.

Специалисты особых семейных центров Москвы реализуют проект «Бюро добрых дел», который призван помочь в решении двух важных задач: научить детей помогать сверстникам и взрослым, ежедневно совершая добрые поступки, а также развивать жизненно необходимые навыки.

«Для нас важно, чтобы в процессе формирования того или иного умения ребенок получал положительные эмоции, хотел это делать и старался. Поэтому в социально-бытовой реабилитации, как и в любой работе с особенными детьми, крайне важен индивидуальный подход» поясняет воспитатель особого семейного центра имени Г.И. Россолимо Людмила Ульянич.

Например, 8-летняя Света очень любит игры с водой и с удовольствием помогает взрослым мыть посуду и игрушки, протирать пыль. Такие несложные дела развивают у девочки самостоятельность, способствуют получению новых знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни. А 13-летний Егор вместе со взрослыми поддерживает чистоту и красоту на территории центра. В конце лета подбирает яблоки, осенью убирает листву, а зимой — снег детской лопатой. Так мальчик знакомится с трудовым инвентарем, расширяет знания о временах года, учится трудолюбию и взаимопомощи.

«Старшие ребята помогают малышам собираться в школу, учат заправлять кровать, показывают, как мыть руки перед едой и пользоваться приборами. „Бюро добрых дел“ работает всегда. Дети серьезно относятся к повседневным делам и чувствуют свою значимость» добавляет Людмила Ульянич.

Путь к самостоятельности

В Центре содействия семейному воспитанию «Маяк» уже несколько лет существует тренировочная квартира, где воспитанники могут отрабатывать те или иные бытовые навыки. «У большинства ребят есть ментальные нарушения. Поэтому научить обслуживать себя, помочь стать относительно самостоятельными важнейшая задача. Этим мы существенно улучшим их жизнь в будущем», — говорит директор Центра «Маяк» Людмила Музякова.

С этого года в «Маяке» запустили программу «Путь к самостоятельности» для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Теперь тренировочная квартира задействована постоянно —воспитанники в возрасте 14-18 лет живут самостоятельно при минимальном участии взрослых. «Антураж в точности повторяет обычное жилище с кухней, коридором, спальней и санузлом. С той разницей, что у ребят есть четкий распорядок дня: готовка, уборка, стирка, уход за собой, учеба — и контроль за его выполнением», — рассказывает депутат Государственной Думы, председатель Попечительского совета «Маяка» Татьяна Буцкая, посетившая тренировочную квартиру.

Первопроходцами программы стали 17-летний Матвей и 16-летний Петр. Они давние друзья, живут в одной комнате в центре, вместе ходят в школу, так что им комфортно друг с другом. Оба больше года посещали тренировочную квартиру и достаточно быстро осваивали бытовые навыки. «Ребята достигли такого уровня, что мы сочли возможным пробное заселение на три недели, — рассказывает дефектолог Ильмира Ханбекова. — Это поможет закрепить полученные знания на новом уровне. С таким опытом юноши будут намного лучше понимать, что ждет их в будущем».

Разумеется, сделать проживание несовершеннолетних воспитанников полностью автономным нельзя, поэтому в квартире всегда находится помощник воспитателя. Он помогает только тогда, когда ребятам требуется поддержка. Кроме того, Петя и Матвей должны учиться и участвовать в развивающих занятиях — квартиру будут посещать педагоги. В остальное время юношам предстоит проявлять самостоятельность: ложиться спать и просыпаться, следить за личной гигиеной, хранить и раскладывать по тарелкам еду, заваривать чай, поддерживать порядок, ухаживать за одеждой.

Для детей, участвующих в программе «Путь к самостоятельности», составлен индивидуальный маршрут, отражающий их возможности и перечень навыков, которые необходимо отработать. Матвею, например, только предстоит освоить бытовую технику. А Петр будет учиться самостоятельно готовить несложную еду: делать салаты и бутерброды, заваривать чай.

После трехнедельного проживания по каждому из ребят будет проведен консилиум, который позволить определить уровень прогресса и наметить планы для дальнейшей работы.

Помочь стать взрослым

Сопровождаемое проживание как форма адаптации людей с ментальными особенностями действует в Москве с 2018 года в рамках программы «Территория роста». Ее флагманом выступает Центр сопровождаемого проживания «Гурьевский», принимающий молодых людей старше 18 лет. Здесь выпускники социальных учреждений живут самостоятельно при минимальном участии специалистов. «Кому-то для освоения программы нужен год, кому-то — три, кому-то — больше. Поэтому маршрут разрабатывается индивидуально под каждого студента», — говорит директор Центра «Гурьевский» Ирина Шпитальская.

Между специалистами центра сопровождаемого проживания и центров для детей-сирот налажена преемственность: в «Гурьевском» наставники продолжают развивать и закреплять у молодых людей социально-бытовые навыки, которые были заложены педагогами центров содействия семейному воспитанию. По мере адаптации молодые люди начинают самостоятельно передвигаться по городу, очно учатся, работают. Выпускник «Маяка» Роман, например, переехал в Центр «Гурьевский» пару лет назад. Сейчас он хорошо ориентируется в многоквартирном доме, пользуется домофоном и лифтом, прошел начальный уровень программы проживания и успешно сдал экзамены. Молодой человек ведет домашнее хозяйство, наводит порядок и пробует силы в кулинарии.

На заметку

Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме