Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова: «Популярность Института профобразования работников соцсферы выросла за пять лет вдвое».
14 июля столичному Институту дополнительного профессионального образования работников социальной сферы (ИДПО) исполнилось 15 лет. Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова рассказывает, что более 60 тысяч сотрудников, работающих в этой области, повысили свою квалификацию. Институт и впредь продолжит помогать специалистам по социальной работе, психологам, соцработникам и другим сотрудникам системы социальной защиты стать еще более эффективными и компетентными профессионалами.
Институт, образованный в 2008 году, предлагает разнообразные программы обучения, включая курсы повышения квалификации, семинары, тренинги и конференции. Он является неотъемлемой частью современной системы социальной защиты в столице.
Здесь реализуется семь десятков образовательных программ. Если еще пять лет назад дополнительное профессиональное образование тут получали около четырех тысяч человек в год, то теперь это число увеличилось вдвое. «В 2022 году обучение в институте успешно прошли более 8 тысяч человек, из них две тысячи — столичные социальные работники», — говорит Ракова.
В связи с быстро меняющимися потребностями людей, работающих в социальной сфере, необходимо постоянно повышать уровень их компетенций. Именно поэтому преподаватели института уделяют особое внимание качеству, актуальности и практической пользе образовательных курсов.
Для предоставления высококачественных социальных услуг, соответствующих требованиям времени, специалисты должны постоянно развивать свои умения и навыки, продолжает заместитель мэра. Благодаря активной работе команды Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы у специалистов социальной защиты появился интерес к повышению своей квалификации. Они могут получить необходимые знания о технологиях обслуживания, навыках ухода, оказания первой помощи и эффективной коммуникации. Каждое из перечисленных умений чрезвычайно важно, поскольку делает комфортной жизнь людей, а кому-то и спасает здоровье.
Директор института Ирина Германова рассказывает, что жизнь современных специалистов соцзащиты очень динамична. Самыми востребованными становятся короткие и содержательные образовательные программы в очном и дистанционном формате. «Создавая программы, мы стремимся к тому, чтобы специалист получал не только практические знания, но и интересный образовательный опыт. Мы хотим, чтобы люди учились с удовольствием», — говорит руководитель.
Образовательные программы охватывают различные направления, включая социальную работу, поддержку пожилых людей, семьи и детей, реабилитацию и социальную интеграцию людей с ограниченными возможностями здоровья, а также развитие навыков руководства и личной эффективности.
Директор особого семейного центра имени Г. И. Россолимо Елена Возжаева констатирует, что в своей работе специалисты часто сталкиваются с новыми вызовами и потребностями, но это совсем не страшно: «Мы всегда знаем, что институт нам поможет незамедлительно». Когда в особый семейный центр пришли дети с особенностями развития, актуальной потребностью стало освоение методов альтернативной коммуникации, обучение способам взаимодействия с детьми с нарушением слуха, зрения, речи. «Специалисты ИДПО профессионально и быстро вооружили нас всеми необходимыми знаниями и навыками», — утверждает Елена Возжаева.
Ее слова подтверждает выпускница ИДПО, супервизор семейного центра «Диалог» Марина Майер: «Когда я только начинала работать в социальной защите, было непросто адаптироваться, поэтому решила пройти курсы повышения квалификации в институте. Полученные знания смогла применять в ежедневных профессиональных задачах, поняла, как работать без выгорания, устанавливать хороший контакт с семьями, поверила в свои силы. За четыре года работы прошла путь от куратора семей до супервизора. Очень люблю свою работу».
Директор института подчеркивает, что слушатели — это взрослые люди, которые критически анализируют новую информацию и соотносят ее с уже имеющимися опытом и знаниями. Поэтому подход к их образованию должен отличаться от обучения школьников и студентов.
Основой обучения является практико-ориентированный подход. Преподаватели института — как кандидаты наук, так и молодые, но опытные профессионалы, грамотно сочетающие инновационный и академический подходы к обучению. Участники образовательных программ отрабатывают полученные навыки в симуляционных классах института на интерактивных манекенах. Это помогает слушателям наработать необходимую практику и избежать растерянности в критических ситуациях. Игровой момент, как известно, делает обучение более интересным и эффективным. Использование симуляционных тренажеров помогает слушателям осознать свою ответственность и мотивирует качественно изучать материал.
Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы предлагает разнообразные форматы обучения. Кроме традиционных программ преподаватели используют деловые и бизнес-игры о лидерстве, ведении проектов, управлении, внедрении изменений. На занятиях по борьбе с профессиональным выгоранием и со стрессом применяются упражнения йоги.
Сотрудник Территориального центра социального обслуживания «Восточное Измайлово» Ольга Сушкова в 2023 году победила в конкурсе «Московские мастера» и получила звание лучшего социального работника столицы. «Считаю, что благодаря обучению в ИДПО я приобрела множество полезной практической информации, стала уверена в своих знаниях, — говорит москвичка. — Это помогло собраться, аккумулировать все свои навыки и продемонстрировать их на практике в нужный момент».
— Для директора временной ресурс бесценен. Институт дает возможность в любое удобное время спокойно сесть, открыть компьютер, пройти образовательные курсы и получить новые знания, — комментирует директор семейного центра «Согласие» Ирина Ветчинникова.
Образовательные программы института доступны во всех форматах — офлайн, онлайн, в гибридном. Не меньше игрового обучения слушателям нравится получать знания на цифровой платформе «ИДПОзнание» — в буквальном смысле не отходя от компьютера, планшета или любого сотового устройства.
— Задания можно выполнять по пути домой или на работу. Я захожу в электричку, располагаюсь поудобнее, открываю приложение в мобильном телефоне и начинаю учиться, отвечаю на вопросы и отправляю задания на проверку, — говорит специалист по социальной реабилитации семейного центра «Горизонт» Игорь Норкин.
Важное направление обучения касается жителей Москвы, которые заботятся о маломобильных родственниках. В 2022 году в институте стартовал проект «Школа родственного ухода» (адрес — https://uhodschool.idposocial.ru/). Для участников проекта доступны образовательные курсы, консультации с тренерами по долговременному уходу и московскими психологами, а также группы взаимной поддержки. «На данный момент обучение прошли более 1,2 тысячи человек», — рассказывает Анастасия Ракова.
Вопросы об обучении в институте можно задать по телефону: +7 (495) 607-50-65 и по электронной почте: ipk@mos.ru.