Социальные услуги в столице получают более 4,5 миллиона горожан, то есть фактически каждый третий москвич опирается на поддержку города. О том, как устроена в наши дни социальная защита москвичей, как влияют на ее развитие современные технологии и вызовы времени и какими качествами должен обладать соцработник, корреспонденту «РГ» рассказал министр правительства Москвы, руководитель департамента труда и социальной защиты населения Евгений Стружак.
Евгений Петрович, профессия социального работника в нашей стране попала в квалификационный справочник лишь в 1991 году. А в 1992 году была впервые принята и комплексная программа мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Но жизнь не стоит на месте. Вероятно, за минувшие три с лишним десятилетия изменилась и столичная соцзащита...
Евгений Стружак: Разумеется, наша служба совершенствуется и меняется вместе с городом. Раньше социальная помощь оказывалась по заявительному принципу, то есть человек должен был сам сообщить, что ему нужна помощь. Сейчас мы перешли к проактивной, адресной и персонализированной поддержке. Стараемся помочь каждому в конкретной жизненной ситуации.
Социальная защита подвижна, она создана для человека и всегда чутко реагирует на запросы времени и общества, что помогает ей охватывать самые разные направления и сопровождать человека всю жизнь — от рождения и до преклонных лет.
В чем проявляется проактивность социальной службы?
Евгений Стружак: Сохраняя традиционные формы — социальные выплаты и льготы многодетным семьям, семьям с ребенком с инвалидностью, пенсионерам, ветеранам и другим категориям граждан, мы развиваем и принципиально новые программы, которые помогают людям в самых разных ситуациях. Много межведомственных проектов, которые существенно упрощают жизнь горожан. Пример тому — социальная служба в больницах. Пациентам после госпитализации в больницу, помимо лечения, часто требуется немедицинская помощь. Связь с родственниками, уход за питомцами, восстановление документов, сопровождение после выписки... В московских больницах в таких случаях приходят на помощь социальные координаторы. Это сотрудники соцзащиты, задача которых — снять с врачей и медперсонала все вопросы, которые не относятся к лечению больных.
ще один эффективный межведомственный проект — психологическое сопровождение пациентов с онкозаболеваниями и их родственников. Очень важно в момент постановки диагноза и на всех этапах лечения поддерживать человека и его близких, проговаривать страхи, снимать тревогу, помогать ориентироваться в новых обстоятельствах. За теми, кто нуждается в сопровождении, закрепляются специалисты Московской службы психологической помощи населению, которые работают и с врачами. В этом году служба отмечает свое 20-летие. Ее сотрудники уже оказали помощь миллионам граждан. Многие проекты, такие как круглосуточный «Телефон неотложной психологической помощи» и чат, и сейчас помогают не только москвичам, но и жителям всей страны.
В прошлом году запущен еще один полезный проект, «Школа родственного ухода», для помощи тем, кто ухаживает за своими близкими. В школе их учат, как делать это правильно, — обучение можно пройти и в офлайн-формате. Кроме того, слушатели получают сопровождение и консультации квалифицированного тренера по долговременному уходу в домашних условиях. Отдельно скажу об Едином центре поддержки участников СВО и их семей, который мы открыли не так давно. Общество столкнулось с новой жизненной ситуацией и вопросами, которые пришлось решать быстро, организовать помощь участникам СВО и их близким. Мы создали службу персонального сопровождения, ее сотрудники взяли на себя заботу о каждом человеке, обратившемся за поддержкой.
В центре работает многоуровневая программа психолого-психотерапевтической помощи как для взрослых, так и для самых маленьких членов семьи, создана юридическая служба, где профессиональные юристы помогают разобраться в вопросах военного права, представлены ключевые городские сервисы, действует экспертная группа для решения проблем в области здравоохранения и медико-социальной реабилитации. Посетители центра активно интересуются программами профессиональной переподготовки, просят помощи при трудоустройстве. Если не удается решить их проблемы в тот же день, персональные координаторы остаются на связи с участниками СВО и их близкими и продолжают работать.
Любая структура — это прежде всего люди. Кто помогает москвичам? Какое сегодня «лицо» у соцзащиты столицы?
Евгений Стружак: Соцработник — особое призвание, которое требует от людей определенного набора качеств. Эмпатии, доброты, ответственности, отзывчивости... Спрос на них, я уверен, никогда не исчезнет. Не случайно наше ведомство называют департаментом добрых дел.
Социальная помощь в той или иной мере требуется каждому третьему москвичу. А это более 4,5 миллиона человек. В нашей большой команде, на плечи которой ложится забота о них, трудится более 40 тысяч сотрудников почти в 160 организациях. Не только соцработники, но и воспитатели, психологи, юристы, медиаторы... Более 80% наших специалистов — женщины. Что особенно приятно? В последние годы все больше приходит молодых специалистов — их сейчас порядка 17 процентов от общего числа сотрудников. Это свидетельство того, что уровень сознательности и желания помогать другим непрерывно растут среди тех, кто только выбирает дальнейший карьерный путь. Мы этому рады и активно поддерживаем молодых коллег.
Где в Москве можно получить профессию соцработника?
Евгений Стружак: Есть колледж, который готовит высококвалифицированных специалистов социально-правовой сферы. Его студенты еще во время учебы вливаются в наши ряды. Но и работающие сотрудники регулярно проходят курсы повышения квалификации. Это позволяет им быть в курсе новых технологий и успешно применять их. Уже 15 лет работает Институт дополнительного профессионального образования работников соцсферы, он дает возможность руководителям и сотрудникам соцзащиты расти профессионально и обеспечивать самый высокий уровень социальных услуг для жителей города.
Важен и постоянный обмен опытом с другими регионами. Для этого мы регулярно участвуем в Форуме социальных инноваций, проводим встречи с региональными делегациями. Многие наши проекты, такие как «Московское долголетие», вызывают неизменный интерес и используются в ряде регионов.
Социальная служба призвана сопровождать человека всю жизнь — от рождения и до преклонных лет.
Безусловно, стать оперативнее и, главное, продуктивнее, во многом помогла цифровизация. Современные технологии разгрузили соцработников, они сейчас 80% рабочего времени проводят со своими подопечными, а не тратят его на доставку продуктов. Более 40 услуг в отрасли переведены в электронный вид, что позволило москвичам оформлять их получение, не выходя из дома. Нашим работникам это экономит время и силы.
Столичные соцучреждения заметно изменились даже чисто внешне...
Евгений Стружак: Мы постепенно обновляем их, стараемся сделать светлее, удобнее, комфортнее. В семейных центрах, например, появились современные пространства для подростков, удобные и безопасные, где ребята могут поговорить друг с другом без стеснения и страха. Есть своего рода творческая площадка для обсуждения любимых фильмов и книг, знакомства со сферой ИТ, робототехникой. С душой и заботой о старшем поколении оборудованы центры московского долголетия. Почти в каждом хорошо оснащенные кулинарные студии, творческие мастерские, спортзалы, медиагостиные для освоения современных технологий, столы для бильярда, кафе.
Расскажу также о Центре сопровождаемого проживания «Гурьевский», где молодым людям с ментальными особенностями помогают найти свой путь в жизни и стать самостоятельными. У каждого из них здесь есть личное пространство, возможность вместе проводить время в общей гостиной, готовить, заниматься спортом, смотреть фильмы, общаться и многое другое. Ребята работают, путешествуют, раскрывают творческие способности, занимаются театральным искусством, танцами, музыкоНовые стандарты внедрены и в социальных домах. Они объединяют целый комплекс мероприятий: улучшение условий проживания людей с ментальными нарушениями, обновление правил оказания услуг, внедрение современных технологий и многое другое. Классические учреждения реорганизованы в открытые и доброжелательные пространства с безбарьерной средой и комфортной обстановкой. Жилые комнаты социальных домов стали уютнымии и по-настоящему домашними.
Изменились и принципы ухода. Основной акцент делается на индивидуальный подход к каждому человеку, теплое отношение, возможности социализации, адаптации и реабилитации. Люди там не просто живут, но и учатся, работают, занимаются творчеством и спортом. Помогает им в этом мультидисциплинарная команда специалистов.
Можете ли вы сказать, что социальная защита столицы готова ответить на вызовы времени?
Евгений Стружак: Могу. За последние годы мы пережили многое. Тяжелейшего кропотливого труда каждого члена нашего коллектива потребовала пандемия короанвируса, но мы справились. Оперативно смогли переформатировать свою работу и предложить москвичам новые меры поддержки. Тот же проект «Московское долголетие» продолжил работу в режиме онлайн, не оставив ветеранов одних дома. Пусть в виртуальном пространстве, но они продолжали заниматься теми же активностями, что и в центре, встречаться со сверстниками без риска заразиться опасным вирусом.
Еще одно направление, на которое в 2020 году легла повышенная нагрузка, труд и занятость. Запущенная мэром Москвы в 2019 году масштабная модернизация службы занятости позволила расширить базу вакансий до свыше 400 тысяч предложений от крупнейших работодателей, трудоустроить более 470 тысяч горожан. Даже в ковид-год с нашей поддержкой нашли новую работу почти 180 тысяч москвичей. После ухода западных компаний в прошлом году служба занятости вновь была вынуждена оперативно перестраивать сервисы, чтобы не допустить массовой безработицы, организовать переход большого количества сотрудников закрывающихся организаций к стабильным работодателям. Справляемся и с этой задачей. Вместе с 200 крупными пропредприятиями служба занятости помогает москвичам в трудоустройстве .
Как вам представляется будущее социальной защиты в столице?
Евгений Стружак: Каким бы технологичным оно ни оказалось, уверен: ни один искусственный интеллект не заменит человеческого общения и теплоты, заботы. А значит, профессия соцработника будет востребована всегда, как и люди, готовые в любой момент протянуть руку помощи тем, кто в ней нуждается.