7 октября 2022 года
Уметь легко находить нужное в интернете, совершенствоваться в различных программах, защищать свои данные в глобальной сети и постоянно поддерживать актуальность знаний поможет компьютерная грамотность. Этот предмет прочно входит в программы обучения как в школах, так и на курсах для взрослых. Столичные учреждения содействия семейному воспитанию и реабилитационные центры Департамента труда и социальной защиты населения учат своих подопечных обращаться с информационными технологиями.
В центрах для детей-сирот проходит более 2 тысяч тематических занятий в год. На начальном этапе у некоторых ребят есть только навыки в компьютерных играх и опыт общения в социальных сетях, а кто-то вообще никогда не работал с ПК. Специалисты помогают детям восполнить пробелы. «Наши воспитанники получают базовые знания о работе на компьютере, учатся заходить в свой электронный дневник и на другие сервисы. Это часть работы по адаптации ребят в обществе, подготовке к самостоятельной жизни. Выпускники должны быль уверенными пользователями различных программ, это им пригодится для получения образования, решения бытовых вопросов, оформления льгот и выплат», − объясняет педагог дополнительного образования Социально-реабилитационного центра «Возрождение» Татьяна Тупикова.
Перед началом урока в компьютерном классе для воспитанников проходит инструктаж по технике безопасности. Новичков не загружают заданиями, дают время оглядеться, познакомиться с работой других, рассказывают, чем заняты их товарищи. Преподаватели используют разнообразные методы и формы обучения, в основе которых наглядность и информативность: презентации, видеоролики, фильмы, печатные издания.
В Центре содействия семейному воспитанию «Алые паруса» работает свой киберклуб. Ребята занимаются с преподавателями и тренерами по геймингу, обязательно обучаются по модулю «Кибернаука». В блоке ученики знакомятся с информационными технологиями, осваивают базовые офисные, графические и аудиопрограммы, изучают строение компьютера.
«Я люблю ходить в киберклуб, там я научилась сама делать презентации для оформления своих домашних заданий по окружающему миру. А в конце занятий нам разрешают немного поиграть», − делится Варвара.
Модуль «Киберзащита» выбирают ребята, которые интересуются программированием и охраной информации, «Киберпроект» − те, кто проводят исследования, реализуют цифровые или творческие инициативы. Но самый популярный − «Киберспорт», в котором ребята осваивают экологичный гейминг. Ученики регулярно участвуют в различных турнирах, занимают призовые места по игровым дисциплинам в инклюзивных состязаниях, становятся участниками других соревнований, где команды решают практические задачи в области кибербезопасности.
«Я с большим удовольствием занимаюсь в центре уже второй год, сейчас поступил на первый курс колледжа современных технологий, изучаю программирование. Педагоги в клубе поддерживают меня, помогают разобраться в непонятных вещах», − рассказывает Данила.
В Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра» для взрослых посетителей проходят занятия по компьютерной грамотности. Ученики знакомятся с правилами использования компьютеров и современных гаджетов, основами безопасности в интернете, правилами общения в соцсетях и мессенджерах. Отдельное внимание уделяется процессу регистрации на портале Госуслуг и сайте mos.ru. Это даст возможность в удобной форме записываться в поликлинику, отправлять заявления и другие запросы в самые разные инстанции, оплачивать ЖКХ и другое.
Кроме того, на занятиях ученикам помогают разобраться с небольшими техническими неполадками их собственных устройств, чисткой памяти, мелкой починкой.
Подопечная Центра «Красная Пахра» 76-летняя Галина Позднякова рассказывает: «Раньше я не всегда могла самостоятельно разобраться во всех технических приборах. Казалось, могу что-нибудь сломать. Но со специалистами центра этот страх прошел: я увидела, что все очень удобно, кнопки везде схожи, главное – понять принцип работы устройства. Теперь узнаю новости раньше всех! Особенно полюбила сайты с кулинарными рецептами».
Владение навыками работы с компьютером способствует социализации детей с ментальными нарушениями. В Реабилитационно-образовательном центре № 105 компьютерную грамотность изучают на уроках информатики и факультативных занятиях. На ПК, сенсорных ноутбуках и графических планшетах ученики осваивают базу, учатся пользоваться современными приложениями и программами. Педагоги обучают учеников правильно составлять заявления, регистрироваться на сайтах сферы услуг и образовательных порталах. Кроме этого, дети раскрывают свой творческий потенциал, создавая графические рисунки и видеоролики.
«В 6 классе я даже не знал, что такое браузер. Сейчас я умею пользоваться интернетом правильно, знаю, как искать информацию, какие бывают серверы. Меня научили пользоваться городскими приложениями. Я даже объяснял родителям некоторые моменты, которые они не знали», – комментирует ученик 9 класса Даниил Фролов.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
В системе Департамента труда и соцзащиты работают 10 реабилитационных центров для москвичей с инвалидностью разных возрастов и 8 реабилитационно-образовательных центров, где дети с особенностями здоровья обучаются и проходят непрерывную реабилитацию.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы