5 октября 2022 года
В реабилитационно-образовательных центрах Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы учатся и проходят комплексную реабилитацию ребята с разными формами инвалидности. Педагоги, которые работают в учреждениях, имеют не только опыт преподавания – они также знают, как найти подход к ребенку с особенностями здоровья, чтобы сделать обучение в учреждении максимально комфортным. Рассказываем, как педагоги попали в профессию.
Светлана Мальцева – учитель биологии и химии в Реабилитационной школе-интернате № 32 для детей с заболеваниями крови и эндокринной системы. Выбрать профессию ей помогли волонтерская деятельность и частое общение с детьми.
«Изначально было много опасений, что быть учителем – слишком сложно. Когда я пришла в РШИ № 32, все оказалось совсем иначе – намного лучше, чем я думала! Поняла, что хочу давать знания и могу объяснять материал так, чтобы заинтересовать особых ребят. Наша школа – не совсем простая, здесь учатся дети, которым необходимо больше заботы из-за особенностей здоровья. Свою работу очень люблю – РШИ № 32 стала моим вторым домом», – делится Светлана.
Анна Серова работает учителем-дефектологом в РШИ № 32. По ее словам, выбор в пользу коррекционной педагогики она сделала осознанно.
«Мой папа многие годы работал директором интерната для глухих и слабослышащих детей. Интернат был частью нашей жизни, а его воспитанники – членами большой семьи, – рассказывает Анна. – Бывало даже так, что когда ребята оставались на каникулах в учреждении, папа приглашал их погостить у нас дома. До сих пор помню наши совместные лыжные походы и любование суровой природой Зауралья».
После окончания школы Анна выбрала университет с четкой целью – помогать детям с особенностями здоровья и сделать так, чтобы жизнь ребят была насыщенной и полной.
В Реабилитационно-образовательном центре № 105 учатся и проходят комплексную реабилитацию ребята с ментальными особенностями. Юрий Белотелкин – учитель технологии, слесарного и столярного мастерства в РОЦ № 105. Если многие хотят быть учителем еще со школы, то Юрий к своему решению пришел не сразу, уже во взрослом возрасте – до этого он долгое время работал технологом.
«Сначала в РОЦ № 105 занимался только оборудованием. Учеников часто интересовало, что я делаю – они подходили, смотрели, предлагали помощь. Понял, что мне самому хотелось бы обучать детей основам профессии, и поступил в магистратуру на дефектолога», – комментирует учитель.
Спустя время Юрий Геннадьевич стал преподавать в центре. Сейчас он учит ребят с ментальными нарушениями обращаться с ручным инструментом, древесиной и металлом, чтобы в дальнейшем перейти к работе на станке и создавать нужные изделия: табуретки, кухонную утварь, украшения и дидактические пособия для работы специалистов центра. Также ученики РОЦ № 105 готовят праздничные подарки ручной работы, а в холодное время года на деревьях центра и парка «Кузьминки-Люблино» можно увидеть кормушки для птиц, изготовленные детьми под руководством педагога.
Ученики Юрия достигают больших успехов: они демонстрируют свои работы на выставках, принимают участие и становятся победителями в конкурсах профессионального мастерства «Лучший по профессии», чемпионате «Абилимпикс» в направлении «Столярное и слесарное мастерство».
Работа в мастерских очень сплачивает ребят между собой, помогает им стать увереннее. «Каждый ребенок выполняет свою часть работы, от которой зависит конечный результат, когда мы объединяем детали и получаем готовое изделие. Бывает так, что на занятия приходит замкнутый и необщительный ученик, а потом, в процессе работы, он раскрывается с новой стороны», – говорит Юрий.
Профильное трудовое обучение в РОЦ № 105 начинается с 5 класса, и этот предмет быстро становится у многих детей любимым.
«Как и все ребята нашего класса, очень люблю уроки трудового обучения. Юрий Геннадьевич хорошо объясняет и всегда придет на помощь. Здесь я могу сделать нужные вещи своими руками, а потом подарить их родным. Мне приятно, когда могу делать что-то полезное для дома», – говорит Владимир Романов, ученик 9 класса РОЦ № 105.
В преддверии Дня учителя в 2022 году 38 сотрудников столичных реабилитационных центров были награждены Благодарностями и Почетными грамотами Департамента труда
и соцзащиты. Это сотрудники Реабилитационной школы-интерната № 32, Реабилитационно-образовательного центра № 105, Центра реабилитации и образования № 4, Комплексного реабилитационно-образовательного центра, Реабилитационно-образовательного центра № 76, Центра реабилитации и образования № 7, Троицкого реабилитационно-образовательного центра «Солнышко», Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых, а также Научно-практического реабилитационного центра, в котором проходят комплексную реабилитацию совершеннолетние москвичи с разными заболеваниями, а также ведется образовательная деятельность по программам профобучения для москвичей с 15 лет.
Справка
В системе соцзащиты Москвы работают 8 реабилитационно-образовательных центров, в которых дети с инвалидностью и другими особенностями здоровья могут обучаться, проходя при этом непрерывную реабилитацию. Зачисление во все реабилитационно-образовательные центры происходит на основании заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК). Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте Департамента труда и соцзащиты в разделе реабилитационно-образовательные учреждения.