26 апреля 2022 года
Некоторые воспитанники центров для детей-сирот имеют речевые проблемы. Таким детям специалисты помогают развить навыки альтернативной коммуникации. О том, как это происходит, рассказываем на примере центров содействия семейному воспитанию «Маяк» и «Юнона».
Реабилитация детей, имеющих нарушения развития, — это всегда работа группы специалистов. В развитии речи важны занятия не только с логопедом, но и с учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателем.
«Прежде всего специалисты проводят комплексную диагностику и намечают направления коррекционной работы ребенка», — говорит логопед Центра содействия семейному воспитанию «Маяк» Светлана Рысюк.
Для каждого ребенка, имеющего сложности с коммуникацией, разрабатывается индивидуальная программа. В работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями ведущее место отводится формированию слухового восприятия: «Логопед формирует у воспитанника интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учит прислушиваться, различать неречевые и речевые, тихие и громкие звуки, определять направление и источник звука, развивает речевую память».
На занятиях логопеды используют игровые формы работы. Это дает возможность переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская снижения интереса. Воспитанники Центра «Маяк» любят игры «Лото», «Назови картинку», «Волшебный мешочек», а также занятия с яркими предметами — кубиками, мячиками, мягкими игрушками.
Речь — основной, но не единственный способ общения человека с окружающим миром. Наиболее известные способы альтернативной коммуникации − карточки PECS и языковая программа «Макатон», сочетающая звучащую речь, жесты и картинки-символы.
С помощью этих систем дети выражают свои желания. Например, 14-летняя воспитанница Центра «Маяк» Полина не говорит. С ней начали работать по программе «Макатон». Сейчас девочка владеет разными жестами, рассказывает с их помощью простые стихи, принимает участие в занятиях театральной студии, может выразить свои желания.
Логопед Центра содействия семейному воспитанию «Юнона» Татьяна Горячева отмечает, что в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития используются изображения. При составлении расписания занятий вместо имен можно показывать фотографии педагогов и воспитанников. И, конечно, общаться с миром детям помогают современные технические средства (компьютеры, коммуникаторы и т. д.).
Воспитанница центра Марта из-за заболевания не может говорить. В работе с девочкой используют речевой тренажер «Go Talk+». В него встроен диктофон, с помощью которого можно воспроизвести заранее записанные звуки, слоги, слова, предложения. Используя тренажер, Марта научилась здороваться, прощаться, высказывать желания. Звучащая речь доставляет девочке огромное удовольствие.
«В работе с неречевыми детьми основные задачи логопеда — найти и закрепить возможности общаться, развить понимание речи и способность выразить свои потребности с помощью доступных средств», — говорит Татьяна Горячева.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы