17 марта 2022 года
В столичных центрах для детей-сирот большое внимание уделяется качественному досугу воспитанников. Ребята занимаются спортом, ездят на экскурсии, ходят в походы, но самое популярное хобби — творчество. Кто-то поет, кто-то танцует, и почти каждый рисует. За год в центрах проходит свыше 4,5 тысячи занятий по изобразительному искусству в самых разных техниках: от классических акварели и графики до оригинальных граттажа и монотипии.
Воспитанники Центра содействия семейному воспитанию «Спутник» знают про творчество все. Пэчворк, граттаж, монотипия и кляксография — это для ребят хорошо знакомые техники, работать в которых они пробовали и на занятиях в центре, и на выездных мероприятиях.
Воспитанники «Спутника» — ребята не просто творческие, но и активные. Всегда рады принять участие в различных мероприятиях. «Мы часто что-нибудь рисуем, а потом у нас возникают стихийные выставки лучших работ. Мне больше всего запомнился мастер-класс, на котором акварелью рисовали одинокое дерево на фоне заката. Когда показали, что должно получиться, мы думали, что никто так нарисовать не сможет. А когда объяснили, как это делается, все справились с работой за полчаса», — рассказывает воспитанница Ксюша.
Для большинства ребят рисование — любимое хобби, но есть среди воспитанников «Спутника» и те, кто посвящает изобразительному искусству все свое свободное время и даже планирует сделать это своей профессией.
Например, воспитанница Яна. Она еженедельно занимается живописью. К своим работам она относится как к возможности самовыражения. «Я люблю рисовать, но не могу пока назвать себя профессионалом. Мне не всегда хочется демонстрировать свои работы. Поэтому чаще я их дарю кому-то или храню у себя», — делится девушка.
Для поощрения творческих порывов в фойе центра установлена грифельная доска во всю стену. Здесь дети и сотрудники могут мелками написать или нарисовать то, чем хочется поделиться с другими. Например, пожелать всем хорошего дня и теплого весеннего солнца.
Народные традиции
В Центре содействия семейному воспитанию «Наш дом» уже более 10 лет существует кружок, где ребят знакомят с разными приемами и стилями народной росписи. Занимаются здесь в том числе ребята с особенностями развития, которые могут попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества.
«Это и лепка, и рисование, и аппликация, и конструирование. Кроме того, в процессе деятельности ведется работа по развитию речи ребят: мы проговариваем всё, что делаем, из каких материалов. Так закрепляется и лексический материал», — поясняет педагог дополнительного образования Наталья Шик.
Мастера на все руки
Людмила Прохорова уже почти 20 лет ведет в Центре содействия семейному воспитанию «Возрождение» занятия художественно-эстетической направленности. Ее мастер-классы пользуются большой популярностью у воспитанников.
«На занятиях в студии „Акварелька“ дети получают знания о таких понятиях, как форма, перспектива, цвет, композиция, а также знакомятся с красотой природы и работами признанных мастеров», — рассказывает педагог.
Одна из особенностей обучения — широкое использование разных техник нетрадиционного рисования. Они дают свободу для детского воображения. «Создавать прекрасные композиции можно не только с помощью карандашей и красок. Не менее увлекательными являются занятия по декоративно-прикладному искусству. Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить. На занятиях в студии „Бумагопластика“ мы знакомимся с разными видами работы. Дети учатся выполнять аппликации, осваивают технику торцевания, с помощью которой можно создавать объемные открытки, картины, панно, декоративные элементы интерьера. Изучаем оригами, декупаж, квиллинг, пейп-арт, айрис-фолдинг. Это популярная сегодня техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Вариантов очень много, а полет детской фантазии безграничен», — продолжает она.
Занятия в студии «Рукодельница» помогают развивать у детей творческие способности и художественный вкус через обучение современным видам рукоделия. «Ребята учатся вышивать по ткани и картону нитками, бисером, атласными лентами, мастерить сувениры из ткани, шить мягкие игрушки. Особенно это интересно девочкам. Освоив такие техники, они могут придать своей одежде или аксессуарам оригинальный вид: декорировать рюкзачок или сумочку, смастерить украшение для волос или брошь», — перечисляет Людмила Прохорова.
Под руководством опытного педагога воспитанники «Возрождения» учатся работать с самыми разными материалами. Из обычной соломы, например, легко смастерят панно с пейзажами, цветами, геометрическим и растительным орнаментом. А с помощью красок и кисти превратят обычную стеклянную банку в изящную вазу.
«Ребенок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить такое же прекрасное, созданное другими людьми. Поэтому все виды изобразительного творчества и прикладного искусства имеют огромное значение в воспитании детей. Занятия в студиях художественно-эстетической направленности благоприятно воздействуют на психику, успокаивают, развивают мелкую моторику, улучшают настроение. Еще позволяют увидеть конечный результат своей работы, получить признание окружающих. В центре часто проходят выставки, в фойе расположены витрины с лучшими поделками. Ребята регулярно принимают участие в художественных конкурсах. Но я бы хотела отметить еще один очень важный момент: наши дети могут сделать подарки своими руками, а такие сувениры имеют особую ценность, ведь в них вложена душа», — говорит директор центра «Возрождение» Марина Минакова.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей — все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы