27 декабря 2021 года
Просторная кабина, множество кнопок и рычагов, а впереди — бесконечная железная дорога... Под новый год исполнилась мечта 8-летнего Славы Ишмукова — ученика Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых, подопечного Центра Дианы Гурцкая. Мальчик незрячий, но несмотря на это, у него много разнообразных увлечений: езда на велосипеде, бальные танцы, живопись, бисероплетение, плавание, вокал. Слава обожает все виды транспорта и давно хотел почувствовать себя настоящим машинистом. Благодаря проекту «Давай ДруЖИТЬ!» об этой мечте узнали сотрудники Московского транспорта и организовали для него встречу с машинистом метро. Он рассказал мальчику о своей работе и прокатил в кабине нового поезда «Москва-2020» по Кольцевой линии.
Юного гостя с мамой встретил на территории электродепо «Красная Пресня» машинист-инструктор локомотивной бригады Игорь Болотвин. Он рассказал Славе об устройстве нового поезда «Москва-2020» и провел в кабину машиниста.
«Думаю, что побывать в кабине машиниста — это мечта любого мальчика. Конечно, нужно все трогать руками, а как еще!» — говорит Игорь, усаживая Славу на кресло.
«Какое у машинистов удобное кресло, оказывается! Работать на таком одно удовольствие. А это что?» — восклицает мальчик, нащупав перед собой многочисленные кнопки и рычаги.
«Это кнопки управления. Вот сейчас ты держишь руку на кнопке экстренного тормоза. Попробуй, нажми», — предлагает машинист.
«Но вы эту кнопу обычно не используете?» — спрашивает Слава.
«Верно, она для редких случаев, только когда это действительно необходимо. А сейчас ты нажимаешь на кнопку блокировки дверей. Если происходит какая-то неисправность с дверями, машинист высаживает пассажиров, блокирует двери и отходит со станции», — поясняет Игорь.
«А сколько лет вы уже работаете машинистом? А правда, что мы сегодня с вами поедем в кабине поезда вместе?» — интересуется Слава.
«Я работаю машинистом уже 10 лет. Конечно! Мы проедем с тобой 12 станций по Кольцевой линии. Правда, без пассажиров, но ты будешь помогать мне управлять! Только вначале экскурсия по электродепо», — отвечает Игорь.
Электродепо «Красная Пресня» — одно из старейших, ему уже 69 лет. Оно обслуживает линию с самыми узнаваемыми станциями, каждая из которых — объект культурного наследия. Это четвертое депо Московского метрополитена. С самого начала своей работы оно обслуживало Кольцевую линию.
«А ты знаешь, что такое депо?» — спрашивает у Славы экскурсовод Егор Ковалев.
«Наверно это такой гараж для поездов?» — предполагает мальчик.
«Депо работает как большой гараж, здесь поезда ночуют. Когда метро закрывается в час ночи, все поезда надо куда-то разместить, чтобы освободить линии, потому что на них проходят разные работы: люди ходят по туннелям, чинят кабели, рельсы, если нужно, и чистят», — рассказывает Егор.
«А ток отключается, когда они здесь ночуют?» — интересуется мальчик. «Конечно. Есть специальный рельс — третий, контактный. Он находится чуть левее или правее ходовых и обычно ярко-желтого цвета. Такой рельс покрыт защитным кожухом, потому что по нему проходит напряжение 825 вольт», — объясняет экскурсовод.
После экскурсии по территории электродепо наступил самый волнительный момент для Славы — поездка в кабине машиниста. Мама мальчика Елена признается, что сын давно об этом мечтал. «В метро мы с раннего детства и почти каждый день, Слава ездил до детского сада почти 40 минут. Он всегда внимательно прислушивался к звукам, а потом стал расспрашивать, как устроен поезд. И загорелся — вот бы побывать в кабине машиниста! А сегодня его мечта сбылась, мы очень счастливы и благодарны», — говорит женщина.
12 станций проехал Слава вместе с машинистом Игорем. И возле каждой по команде наставника подавал специальный звуковой сигнал. «У меня даже слов нет, как я рад! Невероятно почувствовать себя настоящим машинистом, когда слышишь, как поезд едет по тоннелю. Моя мечта сбылась!» — восклицает мальчик.
Накануне для Славы также провели индивидуальную экскурсию по Музею метро в Центре профориентации на станции «Выставочная» Филевской линии.
Мальчику рассказали и дали потрогать предметы, связанные с историей, строительством, бытом и традициями работников метро. Среди них — историческая форменная одежда, пульт управления эскалатором, железнодорожные рельсы. Также Слава попробовал себя в роли машиниста на специальном тренажере.
«Часто бываю в метро с мамой — люблю его шум и запах. А теперь узнал так много интересного! Здорово, что некоторые экспонаты можно было потрогать руками — так воображению проще рисовать картинки», — заключил Слава.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы