Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Жизнь в тишине. Как в особом семейном центре работают с глухими и слабослышащими детьми

27 сентября 2021 года

Жизнь в тишине. Как в особом семейном центре работают с глухими и слабослышащими детьми

Дети получают значительную часть информации об окружающем мире через слуховые ощущения. Ребенок, который не слышит, такой возможности лишен. Логопед Ирина Лигостаева рассказала, как в столичном особом семейном центре «Роза ветров» строится общение с глухими и слабослышащими детьми.

Познающий взгляд

У ребенка с нарушением слуха познание окружающего мира формируется через сохранные органы чувств: зрительные, осязательные и кинестетические. На этом принципе и строит работу с Дашей логопед особого семейного центра «Роза ветров» Ирина Лигостаева.

Слух Даши граничит с глухотой, она ничего не слышит. Нарушения слуха у 12-летней девочки сочетаются с ментальными нарушениями и детским церебральным параличом. При этом она хорошо понимает речь, которая сопровождается выразительными и эмоциональными жестами. Даша может читать по губам.

Девочка искренне проявляет интерес к другим детям, старается прийти на помощь, любит рисовать, играть — все делает с удовольствием. Даша всегда ловит взгляд и улыбку собеседника, радостно улыбается в ответ — такая коммуникация помогает наладить эмоциональную связь и построить доверительные отношения.

«У Даши хорошо развито зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление, но мы добиваемся, чтобы развивалась и мелкая моторика. Мы должны опираться на сохранные органы восприятия, которые компенсируют слуховые сложности», — подчеркивает Ирина Лигостаева.

Чаще всего в работе с неслышащим ребенком применяются наглядные, практические и жестовые методы, при этом использовать их необходимо в комплексе. Например, категории «большой — маленький», «один — много» Даша изучила с помощью картинок и наглядных упражнений, поэтому специалист перешла к следующему этапу.

«Мы начали рассказывать сказки с помощью пальчиковой гимнастики, „Колобок“ она уже знает. Сначала смотрим на предмет — например, игрушку, потом на картинку, а потом переносим действие на пальцы. Наша цель — чтобы Даша начала лучше двигать пальчиками, издать звуки она не сможет», — описывает занятие Ирина.

Давай поиграем

Дети с нарушением слуха испытывают такую же потребность в играх, как и обычные дети. При этом с помощью игр можно решить несколько задач: развитие остаточного слуха, соотнесение звуков со зрительными образами, расширение представлений малыша о звуках.

Воспитатель Светлана Лаптева работает с 10-летним слабослышащим и незрячим мальчиком. Он носит слуховой аппарат, поворачивает голову на звук, эмоционально откликается на речь окружающих, улыбается и любит играть.

Пальчиковое рисование, пальчиковый бассейн, пальчиковая гимнастика, мозаика, игры с прищепками, тактильное лото — педагог активно использует в своей работе игры на развитие мелкой моторики.

Кроме того, Светлана включает в занятия с мальчиком игры на развитие восприятия, игры с музыкальными инструментами и игровые упражнения с элементами массажа.

«С помощью этих игр мы учимся определять на ощупь предметы разной величины, структуры, температуры. Учимся различать предметы не только по издаваемому звуку, но и по вибрации, а упражнения с элементами массажа формируют у ребенка ощущение собственного тела. Для достижения положительных результатов игр и упражнений их нужно выполнять систематически, постепенно усложняя задания», — говорит Светлана.

Рекомендации логопеда для общения с глухим или слабослышащим ребенком:

  • Говорите с ним так, чтобы он всегда мог видеть ваше лицо. А если он не смотрит на вас, то привлеките его внимание.
  • Важно сохранять зрительный контакт с ребенком не только когда вы говорите сами, но и когда слушаете его. Можно повторять его слова, когда он формулирует вопрос.
  • Во время разговора не ешьте, не пейте и не жуйте жевательную резинку.
  • Будьте доброжелательны и терпеливы, если ребенок не может понять сказанное даже после того, как вы несколько раз повторили фразу.
  • И помните, что для достижения максимальных результатов важна комплексная работа специалистов.

Помощь рядом

Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме