Беспомощность, как правило, застигает человека врасплох. Бывают ситуации, когда все, что было для него привычным, оказывается недоступным. Все это может усугубиться и с психологической точки зрения. Особенно тяжело это переживают пожилые люди. Огромную помощь в таких случаях пенсионерам оказывают социальные работники.

Ограниченный мир

Москвичка Светлана Суреновна до выхода на пенсию преподавала русский язык для иностранцев в Московском строительном университете. Сейчас, в свои 84 года, у нее есть хронические заболевания и инвалидность.

— Представляете, туфель за порожек зацепился, и я упала. Не знаю, чтобы делала, если бы не врачи. Они «склеили» мой перелом и вставили пластину. Однако, несмотря на то, что я стараюсь ходить осторожно, все равно после того страшного случая еще несколько раз падала, и тоже были переломы, — рассказала пенсионерка.

Большую помощь в привычных, но уже менее доступных делах, ей оказывает соцработник Территориального центра социального обслуживания «Бибирево» Татьяна Орлова.

— Все самые лучшие слова, которые существуют на свете, я могу посвятить своему социальному работнику. Она и в магазин сходит, и по дому мне поможет, и на почту зайдет, и мусор выкинет, и лекарства принесет. Но самое главное, что с ней всегда можно поговорить обо всем, что меня волнует, спросить совета — никогда не откажет, — поделилась Светлана Суреновна.

Недавно пожилая москвичка выписалась из больницы. Врачи прописали ей лекарства для восстановления, но она не смогла самостоятельно разобраться с графиком их приема. Женщина не растерялась и обратилась за помощью к своему соцработнику. Татьяна проконсультировалась с врачом и объяснила пенсионерке, как и что нужно делать.

Непростая работа помощника

Татьяна Орлова занята в сфере соцобслуживания около 13 лет. По образованию она является налоговым администратором. Однако, попав в сферу социального обслуживания, женщина прошла необходимые курсы по подготовке соцработников. Кроме того, для специалистов соцслужбы постоянно устраивают циклы занятий по усовершенствованию профессиональных навыков. По словам Татьяны, она прикипела душой к своей работе. Сейчас она помогает 15 бабушкам и дедушкам, которые в силу возраста не могут полноценно обслуживать себя сами.

— Перед тем, как посетить своих подопечных, я обзваниваю и предупреждаю их об этом. Накануне по телефону спрашиваю, что им нужно заказать в интернет-магазине, договариваюсь о времени своего прихода, когда и что им нужно приготовить и так далее. Если вдруг в заказе чего-то не хватает, то на следующий день с утра я докупаю это в магазине и разношу, — пояснила социальный работник.

Помимо этого, она помогает пенсионерам заполнять и оплачивать коммунальные квитанции, решать различные вопросы, связанные со здоровьем, сопровождает их во время прогулок и делает многое другое, что предусмотрено индивидуальной программой предоставления социальных услуг.

Нелегкое время пандемии

Большие коррективы в работу соцслужб, да и в жизнь представителей старшего поколения внесла пандемия коронавирусной инфекции, которая началась в 2020 году. Как поделилась Светлана Суреновна, справиться со страхом перед новым заболеванием ей помогла ее Танечка.

— Я очень боюсь эту пандемию. Обо всем рассказала Тане, мы с ней посовещались и пришли к общему выводу — надо делать прививку от COVID-19. У меня даже есть сертификат о прохождении вакцинации. Врачи специально для этого приходили ко мне домой. И все это благодаря моему социальному работнику, — рассказала пенсионерка.

В свою очередь, Татьяна Орлова отметила, что в первую очередь пожилая москвичка переживала, что может заболеть и заразить свою помощницу. По словам соцработника, все ее подопечные волнуются о том, что она может заболеть.

— С начала пандемии наша работа перешла в особый режим. Причем важно не только соблюдать все меры безопасности, но и оказывать бабушкам и дедушкам помощь с психологической точки зрения — разговаривать с ними. Ни один мой звонок не обходится без разговора на житейские темы, — поделилась Татьяна Николаевна.

Она также посоветовала начинающим социальным работникам всегда стараться выслушивать бабушек и дедушек, особенно в такое нелегкое для них время. По ее мнению, общаться с ними нужно спокойно, потому что споры могут только оттолкнуть их. Как считает специалист, необходимо делать все без волнения и суматохи, договариваться обо всех своих действиях заранее. Именно так удастся наладить контакт с подопечными и оказать им своевременную помощь.

Социальная помощь

Нередко одинокие пожилые жители Москвы, у которых нет возможности полноценно обслуживать себя самим, нуждаются в поддержке других людей. На сегодняшний день им помогают городские социальные службы.

Для получения соцуслуг на дому надо обратиться в любой офис «Мои документы». Далее, чтобы определить индивидуальный набор услуг, по адресу к заявителю приезжает социальный инспектор. В его обязанности входит проведение функциональной диагностики, позволяющей установить объем помощи, необходимой человеку. Например, нужно ли для него готовить еду, кормить его, помогать подниматься по лестнице, сопровождать при поездке на транспорте или на прогулке, убираться в квартире и так далее.

В настоящее время около семи тысяч столичных соцработников оказывают надомное социальное обслуживание, учитывая индивидуальные потребности каждого человека.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы