Подростки, оставшиеся без родителей, остро нуждаются в старшем друге. Конечно, никакой наставник не заменит родителя, но он может поддержать ребенка на пороге взрослой жизни, помочь ему найти себя в этом мире. Валентина — наставник девочки Г. из Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом». Рассказываем, как она пришла к решению стать значимым взрослым для девочки-подростка и что это дало обеим.

Тяжело в учении, легко в наставничестве

«Хотела помогать тем, кто в этом нуждается. Мой сын вырос, а желание позаботиться о ком-то осталось», − вспоминает Валентина.

Она нашла в интернете благотворительный фонд «Арифметика добра», записалась на программу наставничества и начала обучаться на курсах. Ведь одного желания помогать мало, надо научиться правильно общаться с подростком, который оказался в детском учреждении.

«Курсы дали мне глубокие теоретические знания, а практические задания развеяли множество заблуждений о сиротах, наставничестве и помощи. После обучения начались встречи-знакомства с детьми. Особенно тяжело эмоционально было общаться с ребятами с ментальными нарушениями. Это очень сильно на меня повлияло», − рассказывает Валентина.

«У нас появились свои традиции»

На одной из встреч Валентина познакомилась с Г. Тяжелая история девочки произвела на Валю огромное впечатление. Ее переполняли самые разные эмоции: гнев, жалость, отчаяние. Но с такими чувствами к детям нельзя. Им не нужны негативные переживания, нужна уверенность и сила старшего товарища. Валентине потребовалось время, чтобы справиться с собой и вернуться к подопечной уже совсем в другом состоянии.

Сейчас у Валентины и Г. очень доверительные отношения, но так было не всегда. «Сначала не все было гладко. Мне часто не нравились поступки Г., но она принимала все мои замечания в штыки. Со временем мы сблизились. У нас появились свои традиции: например, когда Г. приезжает ко мне в гости, мы вместе готовим что-то особенное. Блюдо обычно выбирает Г. Мы ужинаем, а потом смотрим советские фильмы», − делится Валентина.

Советы будущим наставникам

Дружбе Валентины и ее подопечной уже два года. За это время Валентина определила для себя 7 основных правил наставничества и делится ими с теми, кто только собирается стать значимым взрослым для ребенка-сироты.

  • Наставник и волонтер − это разные вещи. Волонтер помогает от случая к случаю, когда есть желание и возможность. Наставничество — это постоянная ответственность.
  • Опыт воспитания родных детей не всегда помогает с детьми-сиротами.
  • Следите за собственным эмоциональным состоянием. Нельзя идти к ребенку с негативом. Наставник должен быть твердой опорой, в том числе и эмоциональной.
  • Важно оставаться самим собой, быть честным и открытым, иначе отношения не сложатся. Дети всегда чувствуют фальшь.
  • Наставник — это отношения на всю жизнь. Они не прерываются, когда подросток после совершеннолетия выходит из учреждения.
  • Важно всегда и во всем уважать ребенка и его выбор, даже если он вам не нравится.
  • Делайте все, что в ваших силах. Положительные изменения обязательно будут, но не всегда они происходят так, как вы ожидаете.

Присоединиться к проекту «Давай ДруЖИТЬ!»

Тех, кто хочет стать настоящим другом и значимым взрослым для ребенка, живущего в госучреждении, столичный Департамент труда и соцзащиты приглашает присоединиться к проекту «Давай ДруЖИТЬ!». На сайте проекта вы можете познакомиться с историями детей. Если кто-то вам близок по духу и вы хотели бы попробовать себя в роли наставника, заполните форму по ссылке в разделе Контакты или напишите на электронную почту nastavniki@dobrayamoskva.ru.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы