20 февраля 2021 года
На сегодняшний день в Центре содействия семейному воспитанию «Возрождение» проживает 98 детей. По разным причинам они лишились родных. Условия жизни в Центре максимально приближены к семейным, это помогает детям в будущем легче адаптироваться в приемной семье. У каждой семейной группы — отдельная секция, которая выглядит как обычная квартира. Сотрудники учреждения не только стараются создать для них комфортную и теплую обстановку, но и делают все возможное, чтобы у детей был шанс вернуться к своим родным или обрести новую семью. Как устроена работа учреждения, читайте в нашем материале.
Тепло и по-домашнему
Светлая спальня, уютная гостиная, из кухни доносится невероятный аромат еды. Всюду живые цветы, детские рисунки, поделки, игрушки — очень по-домашнему. Так выглядит одна из 14 квартир, в которых живут ребята. На такой формат работы учреждение перешло с 2015 года. «Дети проживают, как большая многодетная семья. Вместе они играют, делают уроки, занимаются уборкой и что-то готовят, украшают свои комнаты — все, как в обычной семье», — рассказывает директор учреждения Марина Минакова.
Илье 17, он живет в центре около полутора лет. Парень признается, что именно здесь он почувствовал, что такое забота. «Моя жизнь сильно изменилась в лучшую сторону. У меня появились друзья, я начал ходить в театральную студию, сейчас мы ставим новый спектакль, где я буду играть канцлера. Мне нравится, что в квартире живут ребята разного возраста. Я самый старший, стараюсь заботиться о тех, кто помладше. Иногда мы что-то готовим вместе, но, конечно самое любимое блюдо — мясная запеканка нашей Нины Николаевны, просто невозможно оторваться!», — с улыбкой рассказывает парень.
Не так давно в жизни Ильи появилась семейная пара волонтеров Ольга и Алексей. Сейчас они видятся и общаются почти каждый день. «Это очень спокойные, интересные и хорошие люди. Иногда я приглашаю их в гости, но чаще они забирают меня к себе на выходные или каникулы. Помогают мне разобраться в учебе, когда что-то непонятно. Мы вместе занимаемся спортом, гуляем, вот недавно учились на сноуборде кататься. Надеюсь, что мы и дальше будем общаться, эти люди стали мне дороги. Моя мечта — поступить в архитектурный, хочется проектировать здания, создавать внутренний дизайн», — признался он.
Мальчиков в Центре больше, чем девочек. Основная часть ребят — старше 12 лет. Большое количество сиблингов (родных братьев и сестер). К сожалению, это затрудняет процесс семейного устройства, ведь далеко не все семьи готовы принять сразу пятерых или шестерых детей.
11-летняя Кристина живет в Центре с тремя родными братьями и сестрой. «Нам здесь хорошо, мы вместе, в одной квартире. Вове 12 лет, он сейчас в школе на занятиях. Сереже − 8, Диме − 7, а Насте − 6. Я хожу на много кружков и занятий: пою, танцую, выступаю в театре. Сцена — это вообще мое самое любимое! Уже играла сыроежку, мушку, лягушку. У нас здесь много цветов, мы сами за ними ухаживаем. А еще готовим, особенно пицца и печенье хорошо получаются!» — рассказала она.
Найти подход к каждому
Как только в Центр попадает новый ребенок, с ним проводит работу целый ряд специалистов: психолог, социальный педагог, медик. Важно понять, в каком эмоциональном состоянии малыш, какой воспитатель и квартира ему подойдут больше. Внимательно изучается история его семьи, прошлый опыт. «Через некоторое время собирается консилиум, и все специалисты обмениваются информацией, которую удалось получить. В итоге прописывается индивидуальный план работы. С ребенком начинают заниматься все необходимые ему специалисты: воспитатели, педагоги дополнительного образования, психологи, дефектологи, логопеды. Постепенно он входит в коллектив, адаптируется, осваивает бытовые навыки», — рассказывает социальный педагог Ольга Лучина.
Новая семья
Самый благоприятный исход — когда ребенок вновь возвращается в свою кровную семью. Родные исправляют ошибки, пересматривают свои взгляды на жизнь и готовы нести ответственность за свое чадо. Либо находятся другие близкие родственники, готовые воспитывать ребенка. В прошлом году так случилось с двумя ребятами. А в приемные семьи были устроены 14 детей.
«Работа по устройству в семью начинается, когда ребенок поступает в Центр. Его психологически готовят к жизни в семье. Когда появляются кандидаты, нужно понять, насколько желающие стать родителями опытны и готовы к такому решению, какие у них особенности. Важно, чтобы семья подходила конкретному ребенку, а общение протекало гармонично. Первые встречи проходят на территории учреждения, психологи и воспитатели помогают ребенку и кандидатам познакомиться, лучше узнать друг друга, найти общий язык. Если все идет хорошо, взрослые начинают ходить с ребенком на прогулки по территории учреждения, а затем − и за ее пределами. Когда мы видим, что ребенок ждет своих взрослых, он рад их видеть, общение складывается замечательно, — малыш выезжает в гости к будущим родителям, затем они могут забирать его на выходные. Начало каждого этапа сопровождается специалистами. Как правило, после этого ребенок через какое-то время уже принимает окончательное решение. Мы никуда не спешим, но и не препятствуем процессу, родители и ребенок должны найти друг друга, понять и принять. Наша главная цель — чтобы дети были счастливы», — отмечает Ольга.
После того, как дети уходят в семью, у приемных родителей есть возможность получить услугу сопровождения от сотрудников учреждения. Особенно это актуально для родителей, у которых никогда не было детей. Сейчас на таком сопровождении состоит 18 семей. В учреждении часто проводятся дни открытых дверей, видеоконференции, онлайн-экскурсии. Специалисты используют разные возможности, чтобы рассказать о том, как живет Центр.
Поддержка после выпуска
В Центре уделяется много внимания дополнительному образованию. Это театральная студия, в работе которой с удовольствием принимают участие даже выпускники. Для любителей петь есть вокальная и хоровая студия; тем, кто обожает двигаться под музыку, подойдет хореографическая. Также работает огромное количество спортивных секций: футбол, баскетбол, волейбол, теннис, туристический и шахматный клубы.
По вторникам и четвергам в гости приезжают выпускники, и ребята играют вместе. А на выходных для детей часто устраивают интересные поездки и экскурсии, велосипедные прогулки. Обучаются ребята в ближайших школах, колледжах, малыши ходят в дошкольные образовательные организации.
Сотрудники Центра стараются поддерживать теплые дружеские отношения со своими выпускниками. Особенно нужна поддержка, когда молодой человек только начинает самостоятельную жизнь. «В обязательном порядке воспитатель помогает обустроить квартиру, приезжает и в гости. Все хотят самостоятельности, но когда она наступает, им хочется заботливой руки рядом, внимания. В любое время мы готовы помочь нашим детям, пытаемся не терять связь. Каждый год на день рождения учреждения собираются выпускники, приезжают уже с собственными семьями, это очень приятно видеть», — отмечает директор.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы