Фотогалерея
«Мы высадились в тыл немцев и устроили там переполох»: воспоминания участника войны Юрия Михайловича Зайцева
8 февраля 2021 года
Участнику Великой Отечественной войны Юрию Михайловичу Зайцеву — 98 лет. Он прошел всю войну, в тылу врага получил контузию, долго лечился в госпитале, потом в 1945-м гордо маршировал по Красной Площади на Параде Победы. Затем была многолетняя и преданная служба на в Военно-морском флоте. Сегодня ветеран живет один, жена умерла несколько лет назад. В быту ему помогают постоянная социальный работник-сиделка Московского Дома ветеранов войн Лариса и соцработник ТЦСО, который приходит дважды в неделю — приносит продукты питания, оплачивает ЖКХ.
Памятная фотография, где молодой курсант идет в строю на Красной Площади 24 июня 1945 года, висит на самом видном месте в квартире ветерана — в прихожей. Юрий Михайлович с теплотой вспоминает, как он молодым мальчишкой маршировал по брусчатке в самом сердце Родины. Признается, в тот момент он очень волновался: боялся сбить шаг.
«День Победы встретил в Ленинграде. Будучи курсантом IV курса гидрографического факультета, я услышал о Победе по радио. Мы все очень радовались тогда, кричали, обнимались! Все открыли свои чемоданы: кто высыпал конфеты, кто пряники — стали делиться. Спустя время нам сказали, что из курсантов нашего училища сформируют целый батальон для участия в Параде Победы в Москве. Меня выбрали в первую шеренгу курсантского батальона», — вспоминает Юрий Михайлович.
К Параду Победы курсанты готовились целый месяц: учились ходить широким фронтом. Тренировки в Москве проходили в районе метро Аэропорт. Последняя репетиция непосредственно на Красной Площади была в ночь накануне парада, чтобы не мешать москвичам.
«Помню, в тот июньский день нас привезли и высадили перед Большим театром, у фонтана. Мы пошли в сторону Красной площади. Нам выдали новую форму и ботинки, сказали не жалеть их. Было волнительно и торжественно! После парада мы погуляли по Москве и отправились обратно в Ленинград, где меня поджидала встреча с будущей супругой», — говорит Юрий Михайлович.
«Ребята, началась война»
Родом Юрий Михайлович из города Рыбинска под Ярославлем, вырос в семье военнослужащего. В 1940 году после школы он поступил в Черноморское высшее военно-морское училище в Севастополе. Почти все свое детство маленького Юры прошло в Подмосковье — возле станции Лосиноостровская, сейчас это Бабушкинский район столицы. Но однажды мальчишка-девятиклассник увидел в газете статью про военно-морские училища и загорелся мечтой стать морским офицером.
«О начале войны узнал на учебном корабле «Днепр»: 21 июня мы вернулись из плавания, и корабль стоял на якоре перед входом в Севастопольскую бухту. Ночью слышались всякие взрывы, но мы к этому привыкли — это ведь военно-морская база, там всегда были учения. Но мимо нас пробежал радист и сказал: «Ребята, началась война», — вспоминает ветеран.
Дальше события развивались стремительно: училище эвакуировали в Ростов-на-Дону, а затем в Баку. А молодой Юрий получил свое первое важное задание: на самоходной барже отвезти ценное лабораторное имущество из Севастополя в Ростов-на-Дону.
«Мне дали 10 матросов, вооружение — 1 пулемет на треноге. И вот рано утром мы вышли в море, успели до бомбардировки выйти. Видим, а немецкие самолеты уже прут на Севастополь. Но там их встретила мощная береговая и противовоздушная оборона. Немецкие самолеты, как правило, сбрасывали бомбы, не долетая до цели. Если прорывались, то почти сразу гибли», — рассказывает ветеран.
После выполнения задания Юрий Михайлович и почти все его сокурсники попросились на фронт. В итоге молодого человека направили в Севастополь, где формировалась 82-я отдельная морская стрелковая бригада. «Я был командиром отделения роты автоматчиков. Некоторое время мы охраняли штаб Северо-Кавказского военного округа, а потом пришел приказ направить нашу бригаду под Москву, где готовилось зимнее наступление», — вспоминает ветеран.
После столицы Юрия Михайловича, как автоматчика, направили на службу в Архангельскую область. За спиной был Кольский залив, справа — Мотовский залив и Баренцево море, а впереди — немец.
«Мы получили приказ — высадиться в тыл врага и в составе небольших диверсионных групп устроить переполох в немецком тылу: взорвать склады и штабы, подготовить тыл к нашему наступлению. Это были самые страшные моменты войны: мы видели в тылу замученных, расстрелянных наших воинов и мирных жителей, поэтому злость наша была зверская. Мы немцев там не жалели», — продолжает ветеран.
Ветеран следит за новостями и слушает аудиокниги
Война сильно подкосила здоровье Юрия Михайловича. Находясь в тылу врага на спецзадании, он получил контузию, которая в дальнейшем повлияла на зрение. «После контузии четыре месяца пролежал в госпитале. Уже потом в мирное время мне сделали несколько операций на глазах, но зрение все равно снижалось. Полностью ослеп я 10 лет назад, вскоре после смерти жены», — вспоминает ветеран.
Несмотря на потерю зрения, Юрий Михайлович очень самостоятельный. Сиделка говорит, что не было ни одного раза, чтобы она пришла к нему, а ветеран был небритый — эту процедуру никому не доверяет. Ветеран, несмотря на свой возраст, всегда интересуется новостями и активно слушает аудиокниги. После обеда дедушка любит прилечь на диван, укрыться пледом и слушать роман Жюля Верна «Таинственный остров» или Валентина Пикуля «Крейсера».
Зайцев влюбился в Капустину
«С женой познакомился в 1945 году — через несколько месяцев после Парада Победы. В училище был праздник — 7 ноября. Проходил музыкальный вечер, и там с первого взгляда влюбился в очень красивую девушку Людмилу Капустину. Она училась на музыканта, играла на фортепиано. Поженились, и она со мной отправилась на Дальний Восток. Из-за наших фамилий все знакомые шутили: заяц влюбился в капусту. Когда мы вернулись, она окончила взрослую музыкальную школу, потом — консерваторию. И стала преподавать в детской музыкальной школе. Вместе мы прожили 63 года», — рассказывает Юрий Михайлович.
После войны Юрия Михайловича направили на Тихоокеанский флот, там он прослужил три года, принимал участие в гидрографических исследованиях в Северной Корее и Китае. После курсов повышения для гидрографов морской офицер вернулся в Ленинград и попал в гидрографическое управление — трудился в отделе навигационного оборудования и организационно-плановом отделе. За двадцать лет дослужился до капитана I ранга. В 1970 году было назначение в Москву — на службу в главный штаб Военно-морского флота. 24 года Юрий Михайлович трудился ученым секретарем военно-технического совета. Даже после увольнения в запас и выхода на пенсию он продолжал службу в качестве ученого секретаря Военно-технического совета ВМФ.
Ветеран говорит, что в семье прежде всего важна вера друг в друга, а потом — любовь и уважение. «У нас с супругой было много общего. Я также учился в музыкальной школе, поэтому помогал ей, когда она училась в консерватории. Нам вместе было интересно. Любили вдвоем гулять по Москве — на Красной площади и в Серебряном бору, где снимали свою первую квартиру. Часто ходили в консерваторию на концерты. Это была настоящая любовь, как говорят, до гробовой доски», — не сдерживает слез ветеран.
Юрий Михайлович живет один, но он не чувствует себя одиноким. Сердечно благодарит за внимание и социальную поддержку со стороны Московского Дома ветеранов войн и Вооруженных сил. Ветеран регулярно созванивается с родственниками из Санкт-Петербурга и сослуживцами. «Мои прелестные женщины (сиделка и соцработник) помогают мне содержать квартиру, готовят обеды, убирают в комнатах и всячески меня поддерживают. Они — мои глаза», — говорит ветеран.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы