Выбор жизненного пути, поиск себя и своего места в этом мире, реализация личного потенциала — непростые задачи для любого молодого человека. Для воспитанников центров содействия семейному воспитанию эти задачи осложняются тем, что рядом с ними нет родителей, готовых помочь раскрыть их таланты и двигаться к мечте. Именно для таких молодых людей вот уже несколько лет в столице существует проект Центра развития социальных проектов «АртЗачет». Рассказываем о проекте и о ребятах из Ресурсного центра «Спутник», которые нашли свое призвание.

Не зарыть талант в землю

«Мы несколько лет организовывали Всероссийский конкурс художественного творчества детей-сирот „Созвездие“. Видели много одаренных ребят и задумались о том, как они смогут развивать свои таланты. Если ребенок хорошо поет, танцует или рисует, он делает это только в стенах своего Центра, а когда приходит время выбирать профессию, — мало где учитывают его творческие способности. Чаще всего выпускники идут в колледжи, которые им предложили, или за компанию с товарищами. А сама профессия, которой они обучаются, им в итоге неинтересна. Нет стимула развиваться в ней, желания работать в этом направлении. Детям, у которых нет родителей, зачастую очень не хватает наставника, значимого взрослого рядом, который поддерживал бы их, мотивировал к занятиям. Тогда и родилась идея проекта „АртЗачет“. Мы отбираем в организациях для детей-сирот талантливых, увлеченных ребят, помогаем им выбрать будущую профессию, найти подходящее учебное заведение творческой направленности и подготовиться к поступлению», — рассказал директор Центра развития социальных проектов Армен Попов.

За годы существования проекта его организаторы видели случаи, которые могут стать примером для всех: ребята порой терпели неудачи, но не опускали руки.

«Больше всего расстраивает, когда ребята отказываются от собственной мечты и прекращают занятия. Но иногда дети сначала отказываются, а потом возвращаются к нам. Навсегда запомнилась история девочки, которая училась в школе для детей с особыми образовательными потребностями, следовательно, не могла поступать в колледжи по желаемой специальности. При этом у нее ярко выраженный художественный талант. Она долго и упорно занималась и смогла сдать ОГЭ по общеобразовательной программе, поступила сразу в несколько колледжей, из них выбрала самый „сильный“ и успешно учится», — отмечает Армен Попов.

Редкая профессия — реставратор

20-летний выпускник РЦ «Спутник» Руслан Рустамов в проект «АртЗачет» попал случайно. «Увидел, что другие ребята занимаются, и мне тоже захотелось попробовать себя. Мне помогли выбрать профессию и подготовиться к поступлению в колледж. Всегда хорошо работал руками, мне это нравилось. Армен Геннадьевич предложил мне заняться реставрацией, я согласился», — вспоминает молодой человек.

В этом году Руслан окончил Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 по специальности «реставрация памятников каменного и деревянного зодчества». Но не собирается останавливаться на достигнутом. Будет поступать на специальность «реставратор по дереву».

Он уже не первый год участвует в конкурсе World Skills по компетенции «реставратор произведений из дерева». Именно поэтому и решил дополнительно учиться по этому направлению. В прошлом году юноша занял второе место по Москве. В планах — всероссийский уровень. Получение дополнительной специализации займет еще один год. Дальше в планах — вуз. Руслан уже работает по специальности в своем же колледже: ведет занятия в кружках.

«Проект „АртЗачет“ дал мне возможность получить нормальное образование, развиваться в том русле, в котором мне хочется», — считает Руслан.

Юноша уже три года живет самостоятельно в квартире, которую ему предоставил город. Увлекается рыбалкой. Выпускникам, которым только предстоит начало самостоятельной жизни и выбор профессии, Руслан советует: «Верьте в себя. Все зависит от вас самих!».

От любви к рисованию — к дизайну и росписи по металлу

Ольга Готовчикова, как и Руслан, выросла в Центре «Спутник», вместе они посещали занятия в проекте «АртЗачет» и колледж выбрали один и тот же. Только девушка учится на отделении декоративно-прикладного искусства.

«В „Спутнике“ мне порекомендовали попробовать себя в чем-то новом. Так попала в „АртЗачет“. В колледже нас учат разрабатывать проекты, проводить мастер-классы. Работаю и головой, и руками. Моя специальность — педагог-художник, дизайнер», — говорит выпускница.

Ольга уже три года живет самостоятельно. Пока не работает, но планирует скоро начать совмещать учебу с работой. Семьи у девушки пока нет, своей заботой она окружила двух котов — Сулеймана и Риччи. Успевает Оля и заниматься спортом — флорболом. Пробовала себя в теннисе, плавании и волейболе.

21-летний выпускник «Спутника» Дмитрий Петков всегда любил рисовать. «Проект „АртЗачет“ помог мне реализовать себя. Учусь в Высшей школе народных искусств на специальности „роспись по металлу“. Учат нас академическому рисунку, академической живописи, есть проектирование, на нем мы придумываем различные орнаменты и композиции. Еще я увлекаюсь теннисом и волейболом, но сейчас на это остается мало времени», — рассказывает он.

Дима тоже живет самостоятельно. «Сложно привыкнуть к обстановке, к тому, что находишься один, а не в толпе товарищей. Непривычно», — вспоминает юноша первые дни своей жизни в статусе выпускника. Он мечтает и дальше развиваться в своей профессии, поступить в Московскую государственную художественно-промышленную академию имени С. Г. Строганова.

Надежное плечо

Руслан, Ольга и Дмитрий состоят на постинтернатном сопровождении в родном РЦ «Спутник». «Когда ты только выходишь из ЦССВ, знаешь еще не все. Специалисты очень помогают: учат оплачивать коммунальные услуги, объясняют, для чего нужны МФЦ, помогают оформить нужные документы. Для меня это было самым важным. А вот готовить, например, учили еще в Центре. С этим у меня проблем не было», — говорит Ольга.

Поддерживают ребят специалисты и на пути к выбранным профессиям. «Проект „АртЗачет“ — это прекрасная возможность для талантливых и одаренных ребят реализовать свои мечты и способности. Как правило, выпускники наших организаций обучаются одним и тем же специальностям: повара, строители, озеленители. А ведь многие из них имеют творческие способности, но не знают, как их реализовать, порой даже боятся. Армен Геннадьевич расширил для ребят границы выбора профессии и тем самым вывел их на новый уровень развития. Я бы сказала, что он подарил каждому золотой ключик от желанной, но порой недосягаемой двери. Теперь ребята, имеющие способности к рисованию, вокалу, актерскому мастерству могут поступить в образовательные учреждения творческой направленности. За каждым успешным случаем стоит работа команды профессионалов, педагогов и труд самого выпускника», — делится впечатлениями начальник отдела по организации социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Центра «Содействие» Екатерина Смарцева.

В проект можно вступить даже тем ребятам, которые не знают, в каком направлении они более талантливы. Можно петь, рисовать, заниматься актерским мастерством и в процессе определиться, выбрать то направление, в котором хотелось бы развиваться. В проекте предусмотрена подготовка к сдаче ОГЭ, чтобы повысить средний балл аттестата, который также имеет огромное значение при поступлении в профессиональные колледжи. Есть и общеразвивающие программы: ребята посещают музеи, театры, фотовыставки.

«Девять выпускников Центра „Спутник“ стали активными участниками проекта. Поначалу нам казалось, что не вытянем: ведь ребятам приходилось усиленно работать как над творческими предметами, которые совершенно другого профессионального уровня, значительно отличающегося от уровня творческого кружка, так и над общеобразовательными. От того, что у ребят все получилось, приходит удовлетворение и гордость за каждого. Сначала волновались, чтобы наши выпускники поступили в колледжи, теперь волнуемся, чтобы у них всё получилось. Ведь поступить в образовательное учреждение — это одно дело, а учиться и окончить его — другое. Поэтому выпускникам необходима поддержка и сопровождение при обучении. Являясь специалистом по постинтернатному патронату, я сопровождаю четырех выпускников Центра, ставших выпускниками и проекта „АртЗачет“. Вижу, как ребятам порой нелегко, стараюсь помочь, поддержать, дать совет. Повторюсь, что только совместный труд всех участников приведет к успеху», — считает специалист по постинтернатному сопровождению РЦ «Спутник» Наталья Федосова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы