11 сентября 2024 года
В этом году московские школы открыли свои двери для почти 100 тысяч первоклассников. Когда для одних родителей покупка первой школьной формы, канцелярских принадлежностей и ранца — уже пройденный этап, для других — актуальный вопрос. Например, ребенку исполнилось 6,5 лет — стоит ли отдавать его в первый класс или подождать еще год? А что, если ребёнку уже перевалило за семь, но внутренняя «чуйка» говорит о том, что к школе он еще не готов. Какие трудности ждут детей, которые еще не наигрались, и что бывает, если дошкольник «пересидел» дома, рассказала специалист семейного центра «Согласие» Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Элеонора Павлишена.
Подготовка к школе — это не только обучение чтению и письму, но и развитие социальных навыков, эмоциональной устойчивости и готовности к новым вызовам. В этом контексте родителям стоит задать себе несколько важных вопросов, чтобы убедиться, что их сын или дочь готовы к первому классу.
- Умеет ли ребенок концентрироваться и удерживать внимание? В школе ему предстоит выполнять задания, которые требуют усидчивости и сосредоточенности. Если малыш способен заниматься одним делом в течение 30 минут без частого отвлечения, значит он спокойно сможет высидеть урок. Такие навыки как усидчивость и произвольное внимание у детей в этом возрасте еще находятся в процессе развития.
- Способен ли ребенок общаться со сверстниками и взрослыми? Школа — это не только место, где его учат, но и пространство, в котором он будет взаимодействовать с другими детьми и учителями. Важно, чтобы малыш умел выражать свои мысли и эмоции, а также слушать других.
- Умеет ли ребенок соблюдать правила? В школе необходимо следовать установленным нормам как в рамках уроков, так и общих мероприятий. Будущий школьник должен понимать и выполнять просьбы взрослого, осознавать значение дисциплины и ответственности.
— Обратите внимание, способен ли ваш ребенок следовать правилам различных игр, легко ли ему выполнять маленькие поручения по дому? Поговорите с воспитателями в детском саду или с преподавателями подготовительных и дополнительных занятий, какое у них мнение по этому вопросу? — порекомендовала Элеонора Павлишена.
- Есть ли у него желание изучать новое? Мотивация и стремление к знаниям занимают важное место в готовности к первому классу. Тут большую роль играет отношения к школе в целом. Поэтому родителям необходимо отзываться о будущих учителях и одноклассниках только позитивно, чтобы у ребенка не сформировались неприятные ассоциации со словом «школа».
- Способен ли ребенок управлять своими эмоциями? Важно, чтобы дети умели выражать свои переживания. Внутренняя устойчивость и способность справляться с разочарованиями и неудачами помогут будущему первокласснику чувствовать себя комфортно и поддерживать позитивные отношения с одноклассниками.
— Также важно и физическое здоровье, которое дает ребенку необходимые силы для освоения учебной программы. Крепкий иммунитет и энергия помогают следовать за темпом школьной жизни, участвовать в подвижных играх, соревнованиях и активных занятиях, — добавила Элеонора Павлишена.
Как помочь ребенку развить необходимые умения?
Если родители заметили пробелы в знаниях и навыках малыша, то их можно восполнить с помощью развивающих игр и активностей для детей, например, вместе читать и пересказывать любимые сказки, рисовать, проводить время за настолками. Поддержку в подготовке к школе окажут и специалисты столичных семейных центров.
Так, в клубе «Почемучки» центра «Согласие» дети учатся читать и считать, а также приобретают навыки общения с ровесниками. Дошкольники тренируют дисциплинированность, сосредоточенность, усидчивость. А в клубе «Развивай-ка» с ребятами работают над умением правильно выговаривать буквы и звуки. На занятиях по программе «Квантики» малыши тренируют логическое и аналитическое мышление, нейрогимнастика и кинезиологические упражнения помогают улучшить память и внимательность.
Все подготовительные занятия проходят в увлекательной и интересной форме. Рядом с малышами всегда находится профессиональный психолог. Он не только поможет развить ребенку полезные умения, но и поделится своими наблюдениями с родителями, даст необходимые рекомендации для домашних упражнений.
— Помните, что каждый ребенок индивидуален, и только родитель может понять наверняка, готовы ли сын или дочь к школе. Наблюдайте за детьми, отмечайте их успехи, хвалите даже за небольшие достижения. Мотивация к учебе во многом зависит от мамы и папы. Если есть возможность подождать год и посвятить его дополнительным занятиям, лучше сделать это. Так малыш будет чувствовать себя увереннее в будущем, — заключила Элеонора Павлишена.
Подробная информация о работе центров размещена на портале «Мой семейный центр». Для записи перейдите на интерактивную карту, выберите удобное учреждение и воспользуйтесь сервисом «Записаться на прием».
Справочно
Для поддержки московских семей работают 19 городских организаций помощи родителям с детьми: 16 семейных центров, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты проводят тренинги и занятия, индивидуальные и семейные психологические консультации, оказывают правовую помощь семьям. Кроме того, действует служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.
Поддержка семей с детьми оказывается в рамках нацпроекта «Демография».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы