Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Наставники учат детей-сирот верить в себя и поддерживать друг друга

27 октября 2023 года

Наставники учат детей-сирот верить в себя и поддерживать друг друга

27 октября в России отмечается День наставника. Для детей, оставшихся без попечения родителей, особенно важно, чтобы рядом были надежные взрослые, которые помогут им найти свое место в мире. В соответствии с напроектом «Демография» рассказываем, как наставничество влияет на жизнь воспитанников и помогает им строить увлекательное настоящее и яркое будущее.

Важное направление работы столичного Центра содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» — поддержка выпускников после совершеннолетия. Путь к успешной взрослой жизни начинается еще в период жизни в центре. Наставниками для детей становятся в том числе и специалисты, которые будут поддерживать ребят после выпуска.

«Три раза в неделю мы проводим занятия для подростков. Эти занятия разделены по блокам, которые затрагивают все сферы жизни: социальную, бытовую, правовую и так далее. Встречи проходят в формате диалога, дискуссии, игры. Также мы вместе ездим на мини-экскурсии в поликлиники, банки, центры госуслуг „Мои документы“, Социальный фонд − все организации, которые могут понадобиться во взрослой жизни. Кроме того, на наши занятия часто приходят выпускники прошлых лет и делятся своим опытом», − рассказывает специалист по социальной работе Надежда Низрюхина. − Мы выступаем в роли наставников, к которым всегда можно обратиться«.

По словам Надежды, у каждого будущего выпускника есть собственный куратор, который ведет индивидуальную работу с ним. Наставники из отдела постинтернатного сопровождения помогают будущим выпускникам понять свои сильные стороны и развивать их.

Два Алеши

Дети-сироты нуждаются в наставнике как в старшем товарище, который направит, посоветует и поддержит в трудную минуту. В городе существуют программы, с помощью которых неравнодушные москвичи могут стать индивидуальными наставниками для конкретного ребенка.

Для воспитанника Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» Леши это волонтер Алексей. Они познакомились три года назад. Их знакомство произошло почти случайно − Алексей должен был провести экскурсию по своему кафе для другого воспитанника, а с ним поехал Леша, которому тоже эта тема была интересна. Они очень сдружились, и Алексей стал для Леши старшим товарищем.

«Когда-то мечтал стать педагогом, но не сложилось. Через волонтерство и реализую сейчас эту мечту, − рассуждает мужчина. − У нас с Лешей есть два типа времяпрепровождения „интересность“ и „полезность“. Когда у нас пора „интересности“, мы гуляем. Когда он был помладше, ему очень нравились квесты, мы почти все в Москве прошли. К „полезности“ отношу занятия с преподавателем. Нашел для Леши педагога со стажем, который занимался раньше с моими старшими дочерями. А с осени начали активные занятия единоборствами с тренером. Стараюсь общаться с Лешей на равных, хочу быть надежным плечом рядом, тем, с кем можно поговорить, посоветоваться».

Друг нашего дома

Некоторые волонтеры становятся друзьями для учреждений на долгие годы. Работа наставников в Центре «Радуга» играет важную роль в жизни ребят. Они не только помогают детям адаптироваться во внешней среде, но и в стенах центра поддерживают воспитанников, создавая долгие, доверительные отношения. Одно из направлений наставничества здесь − вовлечение детей-сирот в физическую активность.

В «Радуге» многие воспитанники проявляют интерес к разным спортивным направлениям, увлекаются футболом и регулярно тренируются на специальной площадке. Своими впечатлениями поделился один из наставников и бывший профессиональный спортсмен Эдуард Зарубаев: «Спорт помогает реально почувствовать свои физические данные. Воспитанники устанавливают цели и достигают их, что очень важно для формирования веры в свои силы. Также спорт требует дисциплины, регулярных упражнений и стремления к самосовершенствованию. Дети учатся быть упорными и настойчивыми, а также выполнять поставленные задачи. Увидеть прогресс, которого самостоятельно достигают. И именно это помогает укрепить веру в себя и свои способности».

Среди тех, кто на постоянной основе участвует в жизни детей-сирот, есть и российские звезды. Например, актер Александр Олешко − член попечительского совета Центра имени Ю.В. Никулина, наставник и верный друг его воспитанников и выпускников. Несмотря на плотный график, артист всегда находит время для участия в мероприятиях центра и теплого общения с детьми. Ярким моментом для ребят стало совместное выступление с Александром Олешко в ежегодной музыкальной программе театра-студии «Непоседы».

«Тогда, перед выходом на сцену огромного Крокус Сити Холла, я очень волновался, а для акробата это недопустимо! − рассказывает воспитанник Иван. − Александр Владимирович рассказал мне, какие приемы помогают ему преодолеть сценическое волнение и быть всегда на высоте. Это мне помогло, и теперь я следую этим его советам перед каждым выступлением».

Из сотрудников — в наставники

В марте этого года в городе был запущен проект «Серебряное наставничество». В рамках проекта горожане старшего поколения из центров московского долголетия вместе с детьми-сиротами занимаются спортом, творчеством и просто увлекательно проводят время.

В Центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» наставничество — это не просто передача знаний и опыта, а важная составляющая формирования личности, развития уверенности в себе, которая необходима воспитанникам — ребятам с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из ярких примеров наставничества стало сотрудничество «Сколковского» с Центром московского долголетия «Можайский». Как выяснилось, среди активистов центра долголетия есть бывшая сотрудница «Сколковского», имеющая большой опыт работы с детьми. Она отмечает, что, когда общаешься с детьми уже не как воспитатель, а как наставник, это ощущается совсем по-другому. Теперь Наталья Полищук с другими «серебряными» наставниками готовит различные развивающие мастер-классы.

«За все время, проведенное вместе, участники проекта очень сдружились, наставники стали близкими людьми, которые не просто встречаются с детьми по праздникам, но и участвуют в жизни воспитанников, интересуются их оценками и успехами», − отмечает педагог-организатор центра Оксана Могильченко.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме