Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Эксперты столичной соцзащиты рассказали о трендах обучения взрослых

25 января 2023 года

Эксперты столичной соцзащиты рассказали о трендах обучения взрослых

В День российского студенчества специалисты соцзащиты и образования рассказали о культуре непрерывного образования и еще раз подтвердили тезис о том, что учиться никогда не поздно.

Обучение взрослых имеет свои особенности и даже выделяется в самостоятельное направление — андрагогику. В этом процессе преподаватель выступает больше в роли партнера, ведь человека в зрелом возрасте нельзя заставить выучить какой-то материал, но можно мотивировать. На сегодняшний день дополнительное образование — общий тренд, и все больше людей рассматривают возможность получения новых знаний не только как цель, но как занимательный процесс.

«Доступность технологий, большое количество контента позволяют образовательным организациям быстро запускать программы и курсы. Появляется множество сообществ, проектов, школ, инициатив. При этом большой выбор образовательных программ создает для слушателя условия мучительного поиска необходимого обучения. Организациям нужно серьезно продумывать, как заявить о себе, чем они могут привлечь слушателей. Главную ставку здесь можно сделать на авторитетных в профессиональном сообществе экспертов-преподавателей. Продуктивным, на мой взгляд, здесь является путь партнерства, а не соперничества», — рассказал заместитель директора Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Игорь Тимофеев.

Регулярное повышение квалификации помогает специалистам социальной сферы актуализировать профессиональные знания, предоставлять горожанам качественные услуги и оставаться востребованными. По словам Игоря Тимофеева, слушатели нуждаются в разнообразии, поэтому для специалистов ИДПО важно спроектировать образовательный опыт слушателя таким образом, чтобы обучение приносило удовольствие. На помощь приходят игровые технологии и гибкие форматы обучения: дистанционные, электронные программы, открытые лекции.

Года учебе не помеха

Практика исследователей Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета показывает, что с возрастом интерес к образованию только увеличивается. Это связано с не только с развитием технологий в разных сферах деятельности, но и с необходимостью адаптации к быстро меняющемуся миру, формированию дополнительных компетенций, которые позволяют быть востребованными на рынке труда и успешными в жизни. В старшем возрасте запрос на образование не теряет своей актуальности, поэтому на базе МГПУ открыт «Серебряный университет», который является частью проекта Мэра «Московское долголетие».

«В связи с изменяющимся образовательным запросом граждан старшего возраста происходит постоянное обновление программ. Например, если несколько лет назад мы обучали компьютерной грамотности, то сегодня участники проекта „Московское долголетие“ осваивают цифровые ресурсы на более высоком качественном уровне, изучая основы компьютерной графики, работы в социальных сетях. Важным элементом обучения людей старшего возраста также является предоставление возможности передачи имеющегося опыта, создания площадки по обмену знаниями и коллаборации с молодежью. Поэтому актуализируется важность развития различных форм неформальной коммуникации между поколениями», — поделилась директор Института непрерывного образования МГПУ Марина Шалашова.

Еще одна тенденция в образовании взрослых — «обучение благополучию», способствующее поддержке их эмоционального состояния. В этой связи в Серебряном университете разработаны и планируются к запуску в ближайшее время программы «Психологические практики работы со стрессом и его последствиями», «Помогая себе и другим: мы вместе!» и «Я и кризисы. Адаптация и эмоциональная устойчивость».

Непрерывное развитие

Эксперты уверены, что задача образования взрослых — мотивировать к постоянному развитию и показывать возможности для профессиональной реализации. Честный диалог слушателя с самим собой и с преподавателем помогает сделать обучение персонализированным и увлекательным.

«Взрослый ученик нуждается в обратной связи как никто другой. Поэтому обучение взрослых — это интерактивное обучение. Лекции должны сочетаться с такими формами работы как мозговой штурм, разбор примеров, дебаты и дискуссии, деловые игры, мастер-классы, бизнес-семинары. Большим достижением 2022 года мы считаем запуск курсов с практикой на территории работодателя. Мы внедрили несколько образовательных программ, в рамках которых все практические занятия проходят на будущем рабочем месте. Это дает навыки работы на оборудовании, знакомит с работодателем, коллективом, помогает проще адаптироваться», — рассказала первый заместитель директора центра профессиональных квалификаций и содействия трудоустройству «Профессионал» Елена Дурнева.

В 2023 году специалисты «Профессионала» планируют внедрить во все образовательные курсы модуль по эффективной коммуникации в интернете, так как навыки грамотного взаимодействия в онлайн-среде с коллегами, клиентами и партнерами необходимы представителям всех современных профессий.

«Мы обязательно даем нашим слушателям инструменты для саморазвития и постоянного совершенствования. Ведь, как мы знаем: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать, как минимум, вдвое быстрее!», -подчеркнула Елена Дурнева.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Образование

Категория граждан:Пенсионеры

Новости по теме