Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В столичных центрах детей-сирот готовят к самостоятельной жизни

23 декабря 2022 года

В столичных центрах детей-сирот готовят к самостоятельной жизни

В учреждениях, где проживают дети, лишившиеся родителей, создана атмосфера, максимально приближенная к домашней. У воспитанников свои комнаты, отдельное пространство для учебы и игр. Одна из основных задач педагогов и воспитателей столичных центров для детей-сирот — социализировать ребят, подготовить их к жизни в семье или к самостоятельности после совершеннолетия. Как в центрах содействия семейному воспитанию помогают овладевать бытовыми навыками, рассказывают специалисты в нашем материале.

В Центре содействия семейному воспитанию «Вертикаль» детей готовят к самостоятельному проживанию по программе «Я — сам!» Особое внимание уделяется важным житейским навыкам: планированию бюджета, бытовым умениям, профориентации, здоровому образу жизни, правовой грамотности, семейным отношениям и этикету, позитивным коммуникациям. По каждому из направлений ведется активная работа, включающая в себя воспитательные часы, экскурсии, лекции, мастер-классы и многое другое.

В процесс вовлечены специалисты разных направлений, в том числе психологи, специалисты центров занятости, волонтеры. «Уже много лет работаю с детьми, оставшимися без попечения родителей, и хорошо понимаю, что нужно вложить в ребят как можно больше, научить всему, что умеешь сам, — говорит воспитатель Наталья Шашуто. — Я никогда не прощаюсь со своими выпускниками навсегда, со всеми на связи. Они очень часто приходят в гости, рассказывают про свою жизнь. У нас сложилась традиция: когда приходят мои дети, а по-другому я их не называю, мы накрываем на стол, вместе пьем чай. Мои нынешние воспитанники могут пообщаться с выпускниками, расспросить их о жизни, попросить совет. Такое общение очень полезно, дети видят положительный пример, им уже не так волнительно вступать в самостоятельную жизнь».

Накормить себя и друзей

Распорядок дня ребят в центре для детей-сирот похож на жизнь в семье. В свободное от учебы и хобби время они вместе с воспитателями занимаются бытовыми делами, перенимая опыт старших. Например, учатся пользоваться стиральной машиной, делать уборку, готовить.

В Центре «Радуга» воспитанники принимают участие в еженедельной генеральной уборке, сами распределяют между собой обязанности. «Ребята с удовольствием помогают нам в быту, часто советуются, как правильно постирать вещи или приготовить полезный перекус. Мы всегда помогаем делать первый шаг, при этом оставляя пространство для самостоятельности», — рассказывает педагог «Радуги» Ольга Курчакова.

Специалисты уверены: эти базовые навыки обязательно «запишутся» в сознании детей, войдут в привычку и во взрослом возрасте позволят им жить самостоятельно, не пугаясь бытовых вопросов. «Наши дети с большим энтузиазмом занимаются домашними делами. Мы стараемся заложить в них образ настоящего дома: чистого, уютного и, конечно же, вкусного и гостеприимного», — говорит воспитатель Центра «Наш дом» Кристина Алиференко.

Охотнее всего ребята постигают кулинарное искусство. Практически ни один обед или ужин в группе не обходится без того, чтобы на кухне не крутились желающие помочь приготовить и накрыть на стол. Даже самые маленькие воспитанники могут приготовить себе простые, но полноценные блюда. «Недавно на мастер-классе с ребятами готовили роллы с курицей и овощами. Очень удобный и полезный перекус, особенно когда нужно взять что-то с собой в школу», — делится воспитанница Центра «Радуга» Лена.

Выбрать дело по душе

Умение вести быт — важная, но не единственная составляющая взрослой жизни. Огромное внимание уделяется профориентации воспитанников: они ездят на тематические экскурсии, встречаются со специалистами центров занятости, посещают лекции, мастер-классы с профессионалами своего дела. Старшие воспитанники Центра «Наш дом», например, активно участвуют в социальных программах по трудоустройству, которые реализуются в том числе с привлечением партнерских и дружеских организаций. В этом году несколько ребят прошли корпоративное обучение и стажировку в сети магазинов «Магнит». «Очень здорово, когда есть возможность получить базовые знания о профессии, — считает воспитанница Настя. — Мне особенно понравилось то, что во время обучения нам рассказывали, какие у сотрудников есть права, как оплачивается труд, какие налоги нужно платить и так далее. Уверена, этот опыт пригодится на любой работе».

Специалисты Центра «Каховские ромашки» считают профессиональное благополучие одной из важнейших составляющих счастливой жизни своих воспитанников. «Мы стараемся помочь ребенку выбрать свое призвание как можно раньше, в седьмом-восьмом классе. Есть много способов: прийти профтестирование, поработать с психологом. Но самый эффективный — знакомство с профессией „вживую“: мастер-класс, поездка на производство, в офис и так далее»,  рассказывает социальный педагог центра Татьяна Белоус.

Кроме выездных мастер-классов, в центре проводятся профориентационные встречи со специалистами. «К нам приезжают представители разных профессий. Это отличный способ узнать много всего важного и интересного»,  делится мнением воспитанница «Каховских ромашек» Света.

От каждого — по возможностям

Отдельная работа по подготовке к самостоятельной жизни проводится с воспитанниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. «Для подготовки особенных ребят к самостоятельной жизни наши специалисты используют различные инновационные методики. Помимо Монтессори-среды, созданной в центре, применяется „Портаж“ методика пошагового развития навыка, когда один большой навык разбивается на множество маленьких умений-шагов. В результате дети достигают хороших результатов, — рассказывает педагог дополнительного образования Центра „Сколковский“ Мария Машкова. — У детей с особенностями развития обычно индивидуальный темп освоения навыков самообслуживания, им необходима большая наглядность и большее число повторений».

В качестве примера педагог приводит малышей Арину и Демьяна. Дети очень любили печь печенье, но в силу особенностей здоровья изначально эта задача была для них трудновыполнимой. Благодаря многочисленным занятиям и пошаговому освоению нужных навыков успех не заставил себя долго ждать. Уже через некоторое время ребята могли сами раскатать тесто, вырезать из него формочками печенье и подготовить к выпечке. «Кстати, не могу не поделиться радостью, что Арина и Демьян уже обрели любящую семью и теперь охотно помогают родителям на домашней кухне», — добавляет Мария Машкова.

На заметку

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме