Кому положены субсидии

Субсидия предоставляется гражданину (заявителю) при одновременном выполнении следующих условий:

Условие 1: Наличие гражданства Российской Федерации или гражданства иностранного государства, если это предусмотрено международным договором

В зависимости от гражданства субсидия предоставляется гражданам Российской Федерации, гражданам Республики Беларусь и гражданам Киргизской Республики.

Лица без гражданства, в том числе имеющие вид на жительство, не имеют права на субсидию.

Условие 2: Наличие основания владения и пользования жилым помещением, дающего право на субсидию

На субсидию имеют право:

  • пользователи жилого помещения в государственном жилищном фонде;
  • наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
  • собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

В соответствии с Жилищным Кодексом РФ жилищный фонд в зависимости от формы собственности подразделяется на:

  • частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
  • государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов РФ);
  • муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

 

Город Москва является субъектом РФ. В Москве муниципальный жилищный фонд отсутствует.

Полномочия собственника (владение, пользование, распоряжение) в части жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, осуществляет Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

К пользователям жилого помещения в государственном жилищном фонде относятся:

  • наниматель жилого помещения по договору социального найма, договору найма (коммерческого) или договору найма специализированного жилого помещения, в т.ч. временным (краткосрочным) договорам. Или члены его семьи;
  • ссудополучатель по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан или члены его семьи;
  • бывший член семьи нанимателя или ссудополучатель по договору безвозмездного пользования жилым помещением для социальной защиты отдельных категорий граждан, если он продолжает проживать в данном жилом помещении (в течение установленного срока получения субсидии, а также при оформлении её на новый срок).

При проживании в государственном жилищном фонде по иным основаниям (например, по договору краткосрочного найма до оформления собственности после переселения из ветхого (аварийного жилья), вопрос о предоставлении субсидии решается индивидуально.

Не имеют права на субсидию граждане:

  • пользующиеся жилым помещением частного жилищного фонда по договору безвозмездного пользования (ссудополучатели в частном жилищном фонде);
  • пользующиеся жилым помещением частного жилищного фонда по завещательному отказу (отказополучатели);
  • проживающие в жилом помещении частного жилищного фонда на основании договора пожизненного проживания с иждивением (рентополучатели);
  • проживающие в жилом помещении по договору поднайма независимо от вида жилищного фонда (поднаниматели);
  • временно проживающие в жилом помещении (зарегистрированные по месту пребывания) независимо от вида жилищного фонда и срока регистрации в данном жилом помещении (временные жильцы);
  • занимающие койко-место в общежитии независимо от вида жилищного фонда.

Условие 3: Наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого гражданин обращается за субсидией;

Одним из условий предоставления субсидии является наличие регистрационного учета (регистрации) по месту постоянного жительства в жилом помещении, для оплаты которого заявитель обращается за субсидией.

Условие 4: Отсутствие непогашенной судебной задолженности по оплате ЖКУ.

Федеральным законом № 229-ФЗ от 28.06.2021 «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 442-ФЗ от 23.11.2018 «О внесении изменений в статьи 159 и 160 Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – ФЗ № 442-ФЗ).

Согласно статье 2 ФЗ № 442-ФЗ изменение в часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и дополнение статьей 7.1 ЖК РФ вступили в силу с 01.01.2022.

Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате ЖКУ, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

Сведения о наличии у граждан такой задолженности ГКУ «ГЦЖС» получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ).

Условие 5: Превышение расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг, рассчитанных исходя из размера стандарта нормативной площади жилого помещения и стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, суммы, соответствующей максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Если в семье есть несколько человек, соответствующих всем перечисленным выше условиям предоставления субсидий, то заявителем на субсидию может быть любой из них.

От имени заявителей за субсидией могут также обращаться:

  • законные представители несовершеннолетних детей или недееспособных граждан (родители, усыновители, опекуны, попечители);
  • уполномоченные заявителями лица на основании доверенности, подписанной электронной подписью доверителя или нотариуса, подтверждающей полномочия доверенного лица на подачу запроса от лица заявителя).

В случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

Куда обращаться за субсидией

Для оформления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг граждане могут подать заявление онлайн через официальный сайт Мэра Москвы mos.ru при наличии полной учетной записи, как ее получить смотрите в инструкции.

Для подачи заявления в каталоге услуг нужно выбрать в разделе «Жилье, недвижимость, земля» услугу «Субсидия на оплату ЖКУ».

Прием заявлений и иных документов, необходимых для предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по электронной почте действующим законодательством не предусмотрен.

Обращаем внимание, что в окнах приема центров госуслуг «Мои Документы» услуга больше не предоставляется. При этом заполнить и подать заявление на получение субсидии на оплату ЖКУ возможно в специально выделенных в центрах госуслуг зонах электронных услуг.

 

Оформление субсидии через Портал государственных услуг города Москвы

Заявление о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и копии необходимых для оформления субсидии документов могут быть поданы исключительно в электронном виде на Портале государственных услуг города Москвы.

  • Адрес портала: раздел «Каталог услуг для жителей» на mos.ru.
  • Для подачи заявления в каталоге услуг нужно выбрать в разделе «Жилье, недвижимость, земля» услугу «Субсидия на оплату ЖКУ».
  • Указанная возможность предоставляется после регистрации на портале и получения доступа к подсистеме портала «Личный кабинет».
  • Пройти процедуру регистрации и получить логин и пароль Вы можете в разделе «Услуги и сервисы» на mos.ru.
Чтобы оформить заявление, потребуется полная учетная запись, как ее получить смотрите в инструкции.
Срок предоставления государственной услуги

Общий срок предоставления государственной услуги не может превышать 10 рабочих дней со дня представления в ГКУ «ГЦЖС» заявления и полного комплекта документов (информации), подлежащих обязательному представлению заявителем.

В случае отказа от предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по инициативе заявителя срок предоставления государственной услуги – 5 рабочих дней.

Предоставление государственной услуги может быть приостановлено не более чем на 10 рабочих дней в случае непредставления заявителем полного комплекта документов по истечении 10 календарных дней со дня подачи заявления.

В общий срок предоставления государственной услуги не включается срок, на который приостанавливается предоставление государственной услуги.
В каких случаях могут приостановить предоставление государственной услуги?
  1. В случае представления заявителем неполного комплекта документов, на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы направляется уведомление о доукомплектации в течение 10 календарных дней с указанием перечня документов, которые заявитель должен представить.
  2. Если документы не представлены, то на 11-й календарный день на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы направляется Решение о приостановлении предоставления государственной услуги на 10 рабочих дней с указанием перечня документов, которые заявитель должен представить.
  3. Если документы не представлены на 11-й рабочий день на Портале государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы направляется Решение об отказе в предоставлении государственной услуги по причине: Истечение срока приостановления рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги.
Перечень доходов, учитываемых при принятии решения о предоставлении субсидии

При расчете совокупного дохода семьи при принятии решения о предоставлении субсидии учитываются следующие виды доходов, полученные в денежной форме:

  1. Вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей.
  2. Пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера.
  3. Стипендии и иные денежные выплаты, выплачиваемые лицам, обучающимся в образовательных организациях*.
  4. Полученные алименты*.
  5. Выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц.
  6. Денежное довольствие (денежное содержание), дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка)*:
    военнослужащих,
    лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции,
    граждан, пребывающих в добровольческих формированиях,
    сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации,
    сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и органов принудительного исполнения Российской Федерации,
    сотрудников таможенных органов Российской Федерации,
    сотрудников других органов, в которых предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью.

  7. Компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей*.
  8. Дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации*.
  9. Доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках*.
  10. Доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, доходы от занятия частной практикой*;
  11. Налогооблагаемые доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества*.
  12. Доходы по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и лицензионным договорам.
  13. Доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
  14. Ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку*.
  15. Единовременное пособие при увольнении* с:
    военной службы,
    службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации,
    службы органах принудительного исполнения Российской Федерации,
    службы в таможенных органах Российской Федерации,
    службы в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации,
    службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации,
    службы в органах федеральной службы безопасности и органах государственной охраны Российской Федерации,
    службы в органах внутренних дел Российской Федерации,
    службы в других органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью.
  16. Доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации*.
  17. Доходы, полученные в результате выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
*Документ (сведения), подтверждающий доход представляется заявителем по причине отсутствия технической возможности их получения в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Порядок исчисления совокупного дохода семьи получателя субсидии

Порядок исчисления совокупного дохода семьи или одиноко проживающего получателя субсидии, определен Правилами предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761.

Доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления. Например, при подаче заявления в октябре 2024 года доход учитывается за период с марта 2024 года по август 2024 года.

Доходы каждого члена семьи учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

  • супругом (супругой);
  • родителями или усыновителями несовершеннолетних детей
  • несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

При определении права на получение субсидии, в том числе при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии, в состав семьи не включаются:

  • лица, находящиеся на полном государственном обеспечении (за исключением заявителя и детей, находящихся под опекой или попечительством);
  • лица, проходящие военную службу по призыву, а также военнослужащие, обучающиеся в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования и не заключившие контракт о прохождении военной службы;
  • лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы;
  • лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда;
  • лица, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу;
  • лица, признанные безвестно отсутствующими или объявленные умершими;
  • лица, находящиеся в розыске.
Как предоставляются субсидии

Заявителем может быть любой из членов семьи, соответствующий установленным требованиям (пункт 2 раздела "Кому положены субсидии").

В случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения:

  • проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством российской Федерации,
  • осуждены к лишению свободы,
  • признаны безвестно отсутствующими,
  • умерли или объявлены умершими,
  • находятся на принудительном лечении по решению суда субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.
  1. Гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями, может претендовать на субсидию для оплаты жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
  2. Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Сведения о наличии у граждан такой задолженности ГКУ «ГЦЖС» получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.
  3. Интересы заявителей могут представлять уполномоченные ими лица на основании доверенности, подписанной электронной подписью доверителя или нотариуса, подтверждающей полномочия доверенного лица на подачу запроса от лица заявителя).
Документы, необходимые для оформления субсидии

Документы, представляемые заявителем:

  • Паспорта заявителя и членов его семьи (свидетельство о рождении, для лиц, не достигших возраста 14 лет);
  • Реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии;
  • Доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев, предшествовавших месяцу перед месяцем подачи заявления (например, при подаче заявления в июле 2024 года доход учитывается за период с декабря 2023 года по май 2024 года).

К доходам, сведения о которых не могут быть получены посредством межведомственного взаимодействия, относятся:

  • Пенсии военных пенсионеров
  • Алименты
  • Стипендии
  • Пособия, социальные выплаты в случае, если заявитель и/или члены его семьи получают ежемесячное пожизненное содержания судей, пособие супругам военнослужащих, компенсационную выплату неработающим женам сотрудников ОВД РФ и учреждений УФСИН
  • Пособия, социальные выплаты, в том числе выплаты безработным гражданам, в случае если члены семьи заявителя не зарегистрированы в Москве
  • Денежное довольствие военнослужащего
  • Доходы от предпринимательской деятельности

Доходы по акциям, проценты по банковским вкладам, и др.

Если кто-либо из совершеннолетних членов семьи не может представить документ о доходах, то необходимо представить документ, подтверждающий уважительную причину отсутствия доходов. К таким относятся:

  • Справка об отсутствии стипендии - для граждан, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • Справка об отсутствии заработной платы с указанием причины ее отсутствия
  • Справка медицинского учреждения для:

- лиц, находящихся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения);
- женщин, состоящих на учете в медицинских учреждениях по беременности;
- лиц, осуществляющих уход, который необходим по заключению лечебных учреждений их несовершеннолетним детям;

  • Личное заявление лиц, осуществляющих уход за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, не получающих ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и ежемесячной компенсационной выплаты гражданам, состоящим в трудовых отношениях на условиях трудового договора и находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ:

Нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде:

  • Копия договора найма в частном жилищном фонде

Членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива:

  • Копия справки ЖК (ЖСК) о членстве в нем заявителя

В случае, если заявитель проживает в доме, по которому управляющей организацией (ТСЖ, ЖСК и др.) не представляются необходимые для оформления субсидии сведения:

  • Документы, содержащие сведения о составе семьи заявителя, платежах за ЖКУ, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц

 

В случае, если заявитель указал в заявлении не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту постоянного жительства:

Если заявитель – пользователь жилого помещения государственного жилищного фонда:

  • Решение суда, которым определен порядок внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство.

Если заявитель – собственник жилого помещения не включает в заявление, граждан, не являющихся сособственниками данного жилого помещения:

  • Договор найма жилого помещения в частном жилищном фонде
  • Документ, подтверждающий оплату, приходящуюся на лиц, включенных/не включенных в заявление
  • Решение суда, которым определен порядок внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство

Если заявитель – собственник жилого помещения не включает в заявление граждан, являющихся сособственниками данного жилого помещения:

  • Соглашение между сособственниками жилого помещения о внесении платы за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство (исходя из причитающейся на них доли в праве собственности)
  • Документ, подтверждающий оплату, приходящуюся на лиц, не включенных в заявление о предоставлении субсидии, выданный организацией, рассчитывающей платежи за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство
  • Отдельный платежный документ на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги
  • Решение суда, которым определен порядок внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство.

В случае, если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного кооператив, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву, осуждены к лишению свободы, признаны безвестно отсутствующими, умерли или объявлены умершими, находятся на принудительном лечении по решению суда:

  • Документы, подтверждающие причину выбытия этих граждан;
  • Документы, подтверждающие факт постоянного проживания в соответствующем жилом помещении совместно с указанными гражданами до их выбытия.

Документы, получаемые посредством межведомственного запроса в органы исполнительной власти*:

  • Документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования жилым помещением;
  • Документы, подтверждающие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем, документы, содержащие сведения о платежах за ЖКУ – для граждан, оплачивающих жилищно-коммунальные услуги по единым платежным документам (ЕПД);
  • Документы, подтверждающие правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи;
  • Документы о доходах заявителя и членов его семьи (при наличии технической возможности).
В случае отсутствия технической возможности получения сведений о доходах заявителя и членов его семьи в рамках межведомственного информационного взаимодействия ГКУ «ГЦЖС» запрашивает эти сведения у заявителя.
Порядок предоставления субсидий

Субсидия предоставляется на 6 месяцев при наличии всех необходимых документов:

  • с 1-го числа текущего месяца – при обращении заявителя до 15-го числа месяца;
  • с 1-го числа следующего месяца – при обращении с 16-го числа месяца.

Денежные средства (субсидии) ежемесячно до установленного в соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги перечисляются непосредственно гражданам на счета, открытые ими в любых банках г. Москвы.

Граждане могут самостоятельно распоряжаться перечисленными на их счета денежными средствами, оплачивая при этом жилое помещение и коммунальные услуги в полном объеме. Информация о размере субсидии ежемесячно указывается в расчетном документе на оплату жилищно-коммунальных услуг в виде справочной информации за предыдущий месяц.

Выплата субсидии прекращается при наличии у получателя субсидии, подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.
Московские стандарты, применяемые при определении прав граждан на предоставление субсидий

Стандарт нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий

Размер стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, составляет для:

1) одиноко проживающего гражданина – 33 квадратных метра общей площади жилого помещения;

2) семьи, состоящей из двух человек, – 42 квадратных метра общей площади жилого помещения;

3) семьи, состоящей из трех и более человек, – 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи:

Среднедушевой доход в месяц

Размер стандарта

до 800 руб.

0%

от 800 до 2 000 руб.

3%

от 2 000 до 2 500 руб.

6%

свыше 2 500 руб.

10%

Стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 08 декабря 2023г. №2422-ПП «Об утверждении размеров стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг» с 1 июля 2024г. в Москве установлены 4 типа стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг:

  • для пользователей жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; нанимателей жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; членов жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива, иного специализированного кооператива, которым жилое помещение предоставлено в соответствии с требованиями законодательства РФ до приобретения ими права собственности на такое жилое помещение – стандарт 1;
  • для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве, по договору социального найма жилого помещения и договору найма специализированного жилого помещения, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг либо членам семьи которых предоставляются указанные меры – стандарт 2;
  • для собственников жилых помещений, обязанных в соответствии с требованиями жилищного законодательства уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах – стандарт 3;
  • для собственников жилых помещений, не уплачивающих в соответствии с требованиями жилищного законодательства взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах – стандарт 4;

Размеры стандарта стоимости ЖКУ

Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии

Максимальный доход семьи, дающий право на получение субсидии с 1 января 2025 года

Для граждан, пользующихся льготами в виде скидок по оплате ЖКУ и впервые обратившихся за субсидией после 1 января 2021г., соответствующий максимальный совокупный доход умножается на коэффициент, определяемый как отношение размера платы за ЖКУ с учетом скидки к размеру платы за ЖКУ без учета скидки.

Стандарты по количеству членов семьи и типа помещений

Исчисление совокупного дохода семьи при раздельном проживании членов семьи

Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Пункт 33 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761) установлено, что при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой).

Действительно, Жилищный и Семейный кодексы Российской Федерации не ограничивают в праве свободного выбора места для проживания граждан, в том числе состоящих в зарегистрированном браке.

Однако, наряду с правом свободного выбора места для проживания, статьей 89 Семейного кодекса РФ предусматриваются также и обязанности супругов по взаимному содержанию. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. При этом Семейный кодекс РФ не ограничивает это положение обязательным совместным проживанием супругов или ведением совместного хозяйства.

При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:

  • супругом (супругой);
  • родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;
  • несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.
Документы, подтверждающие отсутствие доходов

Если заявитель или кто-либо из трудоспособных членов семьи не может представить документ о доходах, то необходимо приложить к заявлению:

  • для граждан, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования - справку об отсутствии стипендии;
  • для граждан, находящихся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения) - справку из медицинской организации.

Иные граждане, не имеющие доходов, могут указать в заявлении сведения о принадлежности к категориям лиц с отсутствием дохода от трудовой и предпринимательской деятельности, выбрав из предложенного списка одну из категорий:

  • признан безработным (состоит на учете в органах службы занятости);
  • содержащийся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства;
  • находящийся в розыске на период до признания его в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • один из родителей или иное лицо, осуществляющее уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;
  • неработающие трудоспособные лица, в том числе осуществляющие уход за нетрудоспособными гражданами;
  • беременные женщины со сроком беременности не менее 28 недель;
  • один из родителей многодетной семьи, воспитывающий трех и более несовершеннолетних детей;
  • осужденные к аресту или лишению свободы;
  • обучающийся в образовательных организациях по образовательным программам основного общего, среднего общего образования.
О зависимости размера субсидии от совокупного дохода

Обращаем внимание москвичей на тот факт, что размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не может быть постоянным по ряду причин!

На протяжении времени эта сумма может как увеличиваться, так и уменьшаться, так как размер субсидии напрямую зависит от совокупного дохода семьи, ее количественного состава и других условий.

Зависимость эта прямо пропорциональна: чем выше совокупный доход семьи – тем меньше субсидия, и наоборот чем ниже доход – тем больше субсидия.

Например, при изменении страховой или базовой части трудовой пенсии в сторону повышения увеличивается и совокупный доход семьи, а это приводит к уменьшению размера субсидии при ее оформлении на новый период.

Если у Вас возникают еще какие-либо вопросы, касающиеся Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, Вы всегда можете получить исчерпывающую информацию по телефону «горячей линии»: 8 (495) 777-77-77 (круглосуточный многоканальный).
Выплата (доставка) субсидии на дом

В соответствии с п. 2.11 постановления Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. № 710-ПП выплата (доставка) субсидий может осуществляться через организации связи отдельным категориям граждан, которые по состоянию здоровья не имеют возможности открывать банковские счета и пользоваться ими.

К этим категориям относятся инвалиды первой группы, престарелые, нуждающиеся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, лица, достигшие 80 лет.
Субсидия предоставляется ГКУ «ГЦЖС» только по месту постоянного жительства (регистрации)

Определением Московского городского суда от 07 апреля 2009 года оставлено в силе решение Мещанского районного суда города Москвы от 15 сентября 2008 года, которым подтверждена правовая позиция ГУ «ГЦЖС» по вопросу о невозможности предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учётом лиц, не зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства.

Гражданин В. обратился в суд с иском к ГУ «ГЦЖС» о проведении перерасчёта субсидий, ссылаясь на то, что его супруга и несовершеннолетние дети фактически проживают совместно с ним, однако зарегистрированы по другому адресу.

В определении указано, что, отказывая истцу в удовлетворении иска, суд правильно исходил из того, что в соответствии с Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется ГУ «ГЦЖС» только по месту постоянного жительства. Подтверждением постоянного места жительства гражданина является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713. Поскольку супруга истца и двое его детей зарегистрированы по другому месту жительства, то ГУ «ГЦЖС» пришёл к правильному выводу о том, что при расчёте предоставленной В. субсидии не могут учитываться супруга и его дети.

Довод кассационной жалобы о том, что отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан, по настоящему спору не является основанием к отмене решения. В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. Поскольку супруга истца не обращалась с соответствующим заявлением о регистрации по новому месту жительства, следовательно, её место жительства не изменилось, дети истца зарегистрированы по месту жительства матери, что и является их местом жительства в соответствии со ст. 20 ГК РФ.
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий

Предоставление субсидий может быть приостановлено при условии:

Если получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, влияющих на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии, основания проживания, гражданства, состава семьи), не представил через Портал госуслуг, подтверждающие указанные события.

Предоставление субсидии прекращается при условии:

  • Изменения места постоянного жительства получателя субсидии.
  • Изменения состава семьи получателя субсидии, основания проживания (если эти изменения повлекли утрату права на получение субсидии).
  • Представления получателем субсидии и (или) членами его семьи недостоверной информации.
  • Если получатель субсидии по истечении одного месяца после его уведомления о приостановлении предоставления субсидии: не представил через Портал госуслуг документы, подтверждающие события, влияющие на получение субсидии.
При наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.
Субсидия увеличивается на размер платежа за услуги по техническому обслуживанию запирающего устройства

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. № 710-ПП субсидия увеличивается на размер платежа за услуги по техническому обслуживанию запирающего устройства в размере фактически вносимого платежа, но не выше определяемой Правительством Москвы средней рыночной стоимости услуг для соответствующего вида запирающего устройства.

Постановлением Правительства Москвы от 06 декабря 2024г. № 2801-ПП для расчета размера субсидий с 1 января 2025 г. приняты следующие цены на услуги по техническому обслуживанию запирающих устройств, установленных в подъездах жилых домов:

  • Техническое обслуживание домофонного устройства – 68,54 руб.
  • Техническое обслуживание автоматического запирающего устройства с электромагнитным замком – 51,41 руб.
  • Техническое обслуживание механического кодового замка – 28,92 руб.
Может ли размер субсидии изменяться в большую или меньшую сторону?

В течение срока ее предоставления

Размер субсидии не может превышать суммы начисленных платежей за жилое помещение и коммунальные услуги. В зависимости от величины потребляемых ресурсов (например, по показаниям приборов учета) величина начисленной субсидии может превысить величину платежа в текущем месяце, тогда субсидия будет уменьшена на величину такого превышения.

При оформлении на новый период (в случае изменения дохода семьи)

Размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг может измениться при переоформлении субсидии на новый период по ряду причин: изменения совокупного дохода семьи, ее количественного состава, фактических начислений за жилое помещение и коммунальные услуги и других условий.

Например, при изменении страховой или базовой части трудовой пенсии в сторону повышения увеличивается и совокупный доход семьи, а это приводит к уменьшению размера субсидии при переоформлении.
Полезно знать
  1. Заявителем может быть любой из членов семьи, соответствующий требованиям Правил предоставления субсидии.
  2. Для предоставления субсидии необходимо представить комплект документов, подлежащих обязательному представлению. В случае, если заявитель указал в заявлении не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту постоянного жительства, необходимо представить документ, подтверждающий размер вносимой им платы за ЖКУ без учета начисленных платежей за жилое помещения и коммунальные услуги на вышеуказанных граждан.

Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства (в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995г. № 713 во исполнение Закона Российской Федерации от 25 июня 1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по указанным основаниям, может претендовать на субсидию для оплаты того жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.

Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года.

Будьте внимательны!

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 ЗАЯВИТЕЛЬ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за достоверность предоставленных сведений, а также документов, в которых они содержатся.

Просим Вас при обращении за субсидией на оплату жилого помещения и коммунальных услуг внимательно проверять информацию, указанную вашим предприятием (учреждением, организацией) в справке о доходах: юридический адрес, телефоны бухгалтерии, размеры производимых выплат.

Городской центр жилищных субсидий вправе проверить подлинность представленных заявителем документов, а также полноту и достоверность содержащихся в них сведений.

Проверки также проводятся ОВД районных отделов города Москвы, налоговыми инспекциями и другими организациями.

В случае выявления фактов искажения информации, необходимой для получения субсидии, граждане должны будут ВОЗМЕСТИТЬ НЕПРАВОМЕРНО ПОЛУЧЕННЫЕ СУММЫ СУБСИДИЙ.
Порядок обжалования решений и действий (бездействия) ГКУ «ГЦЖС» и его должностных лиц и работников

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) ГКУ «ГЦЖС» и его должностных лиц, работников согласно типовому Административному регламенту предоставления государственных услуг г.Москвы утвержденному Постановлением Правительства Москвы от 15.11.2011 N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) ГКУ «ГЦЖС» и его должностных лиц, работников.

  • заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) ГКУ «ГЦЖС» и его должностных лиц, работников.
  • подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

Требования от заявителя:

  • документов, представление которых заявителем для предоставления государственной услуги не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.
  • обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.
  • внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Нарушения срока предоставления государственной услуги.

Отказа заявителю:

  • в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
  • в предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
  • в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) работников ГКУ «ГЦЖС» рассматриваются руководителем (уполномоченным заместителем руководителя) указанной организации.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) руководителя ГКУ «ГЦЖС», в том числе на решения, принятые им или его заместителем по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, рассматриваются вышестоящим органом исполнительной власти города Москвы в соответствии с пунктами 5.6, 6 приложения 6 к постановлению Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП «О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве».

Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб в соответствии с настоящим Регламентом (далее – органы и организации, уполномоченные на рассмотрение жалоб) в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

  • При личном обращении заявителя (представителя заявителя).
  • С использованием Портала.
  • Почтовым отправлением.
  • С использованием официальных сайтов органов и организаций, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Жалоба должна содержать:

  • Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа (организации) либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.
  • Наименование органа исполнительной власти города Москвы, органа местного самоуправления, подведомственной органу исполнительной власти или органу местного самоуправления организации, многофункционального центра предоставления государственных услуг либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного или муниципального служащего, работника, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.
  • Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица, в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю.
  • Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).
  • Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.
  • Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
  • Требования заявителя.
  • Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).
  • Дату составления жалобы.

Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность.

Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.
Статус и полномочия законных представителей физического лица подтверждаются документами, предусмотренными федеральными законами.

Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

  • Отказа в приеме документов.
  • Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
  • Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение должно содержать:

  • Наименование органа или организации, рассмотревших жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.
  • Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).
  • Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица.
  • Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.
  • Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.
  • Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).
  • Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.
  • Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.
  • Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).
  • Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).
  • Порядок обжалования решения.
  • Подпись уполномоченного должностного лица.

Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

  • Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).
  • Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).
  • Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).
  • Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.
  • Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Орган или организация, уполномоченные на рассмотрение жалобы, отказывают в ее удовлетворении в случаях:

  • Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.
  • Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
  • Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.
  • Наличия: вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями. ИЛИ наличия решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

  • Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.
  • Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.
  • Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.
  • Если в орган или организацию, уполномоченные на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.
  • Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, осуществляется путем:

  • Размещения соответствующей информации на Портале, информационных стендах или иных источниках информирования в местах предоставления государственной услуги.
  • Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

При выявлении нарушений порядка предоставления государственных услуг города Москвы, ответственность за совершение которых установлена Кодексом города Москвы об административных правонарушениях, должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, также должно направить копии имеющихся материалов в Главное контрольное управление города Москвы в течение двух рабочих дней, следующих за днем вынесения решения по жалобе (но не позднее рабочего дня, следующего за днем истечения установленного федеральным законодательством срока рассмотрения жалоб на нарушения порядка предоставления государственных услуг).
Стоимость услуги и порядок оплаты
В соответствии с п.п.2.12 Постановления Правительства Москвы от 27.03.2012 N 111-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и внесении изменений в правовые акты Правительства Москвы» предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно.
Актуальные вопросы и ответы по теме субсидий

- Куда можно обращаться для оформления субсидии?

Через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) г. Москвы mos.ru. Для подачи заявления в каталоге услуг нужно выбрать в разделе «Жилье, недвижимость, земля» услугу «Субсидия на оплату ЖКУ».

- Какие документы необходимы для оформления субсидии?

Документы, предоставляемые заявителем:

  • Паспорта заявителя и членов его семьи (свидетельство о рождении для лиц, не достигших возраста 14 лет);
  • Реквизиты банка и номер банковского счета (или социальной карты москвича) для перечисления субсидии;
  • Документы о доходах или документы, подтверждающие отсутствие доходов заявителя и членов его семьи, за 6 календарных месяцев, отсчёт которых начинается перед месяцем подачи заявления о предоставлении субсидии (например, при подаче заявления в мае 2023 года требуются документы за период с октября 2022 года по март 2023 года. Документы о доходах требуются от заявителя при отсутствии технической возможности получения этих документов посредством межведомственного информационного взаимодействия.).

- Субсидируются ли взносы на капитальный ремонт?

С 01.07.2015 года субсидия гражданам предоставляется с учетом взносов на капитальный ремонт (постановление Правительства Москвы от 19.05.2015 г. № 281-ПП).

- Как рассчитывается субсидия?

Формулы расчета субсидий приведены в Правилах предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761. Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических начисленных платежей на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

- Кто имеет право на получение субсидии в Москве? Каков порядок ее предоставления?

Право на субсидии имеют граждане Российской Федерации, а также граждане Республики Беларусь и Киргизской Республики (в соответствии с международными договорами), являющиеся:

  • пользователями жилого помещения в государственном жилищном фонде;
  • нанимателями жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • собственниками жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома);
  • членами жилищного или жилищно-строительного кооператива.

Порядок предоставления субсидий

Субсидия предоставляется на 6 месяцев при наличии всех необходимых документов:

  • с 1-го числа текущего месяца – при обращении заявителя до 15-го числа месяца;
  • с 1-го числа следующего месяца – при обращении с 16-го числа месяца.

Денежные средства (субсидии) перечисляются непосредственно гражданам на счета, открытые ими в любых банках г. Москвы.

Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года. Сведения о наличии у граждан такой задолженности ГКУ «ГЦЖС» получает из государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства.

В период получения субсидии ее предоставление может быть приостановлено если получатель субсидии в течение одного месяца после наступления событий, влияющих на получение субсидии (изменение места постоянного жительства получателя субсидии, основания проживания, гражданства, состава семьи), не представил документы, подтверждающие указанные события.

Предоставление субсидии прекращается если получатель субсидии по истечении одного месяца после его уведомления о приостановлении предоставления субсидии: не представил в ГКУ «ГЦЖС» документы, подтверждающие вышеуказанные события, влияющие на получение субсидии, или получателем субсидии и (или) членами его семьи была представлена недостоверная информации.

Также субсидия прекращается при наличии у получателя субсидии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

- Каким документом регламентируется предоставление субсидии?

  • Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.
  • Постановление Правительства Москвы 27 марта 2012 г. № 111-ПП
  • Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 710-ПП

- Что делать, если в ЕПД нет сумм субсидий в этом месяце?

В ЕПД указывается сумма субсидии за предыдущий месяц в виде справочной информации. Размер своей субсидии всегда можно уточнить в центре госуслуг «Мои документы» или районном отделе Центра жилищных субсидий.

- Почему размер субсидии уменьшился?

Прибавки к пенсии (и иное увеличение дохода) учитываются при исчислении дохода для оформления субсидии. Кроме того, если в летние месяцы вы были в отъезде и тратили немного воды, а у вас стоят приборы учета – то платеж в этом месяце также небольшой. А это значит, что субсидия, которая не должна превышать фактический платеж, также может уменьшиться.

- Нужно ли при получении субсидии делить лицевой счет, если в квартире проживают выросшие дети, у которых уже своя семья?

Достаточно представить документ, подтверждающий размер вносимой платы за ЖКУ без учета начисленных платежей на граждан, зарегистрированных в жилом помещении, но не указанных в заявлении о предоставлении субсидии:

  • решение суда, которым определен порядок внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство пользователем и бывшими членами его семьи, если заявитель является пользователем жилого помещения государственного жилищного фонда, а граждане, не включенные в заявление о предоставлении субсидии, являются бывшими членами его семьи;
  • договор найма жилого помещения в частном жилищном фонде либо документ, подтверждающий оплату, приходящуюся на лиц, не включенных в заявление о предоставлении субсидии, выданный организацией, рассчитывающей платежи за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство, либо решение суда, которым определен порядок внесения платы за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство собственником и лицами, не являющимися сособственниками и не включенными в заявление о предоставлении субсидии, если заявитель является собственником жилого помещения, а граждане, не включенные в заявление о предоставлении субсидии, не являются сособственниками данного жилого помещения;
  • соглашение между сособственниками жилого помещения о внесении платы за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство (исходя из причитающейся на них доли в праве собственности) в случае, когда заявитель и сособственники оплачивают жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство на основании одного платежного документа, либо документ, подтверждающий оплату, приходящуюся на лиц, не включенных в заявление о предоставлении субсидии, выданный организацией, рассчитывающей платежи за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство, либо отдельные платежные документы на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и запирающее устройство в случае, когда заявитель и сособственники оплачивают жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство на основании отдельных платежных документов, либо решение суда, которым определен порядок внесения сособственниками платы за жилое помещение, коммунальные услуги и запирающее устройство, если заявитель является собственником жилого помещения, а граждане, не включенные в заявление о предоставлении субсидии, являются сособственниками данного жилого помещения и не являются членами семьи заявителя.
Видеоинструкции

Субсидия на оплату жилищно-коммунальных услуг — это компенсация части стоимости ЖКУ. Вы оплачиваете жилищно-коммунальные услуги каждый месяц, а государство возмещает часть оплаты. Субсидия предоставляется том случае, если на оплату ЖКУ уходит больше положенного норматива.

Право на субсидию закреплено в статье 159 Жилищного кодекса. Там же формальным языком описаны все общие требования к получателям, однако все нюансы расписаны в нормативно-правовых актах местных властей. Это значит, что если в одном регионе вы можете претендовать на выплату, то в другом, возможно, уже нет. Поэтому перед подачей заявление изучите требования своего региона.

Субсидию могут получить как семьи, так и одиноко проживающие граждане Российской Федерации. Кроме того, если у России есть соответствующее соглашение с другим государством, то получить деньги могут и иностранцы. Такие договоренности, например, есть с Беларусью и Кыргызстаном.

Важно!

Предварительная оценка права на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется по упрощенному алгоритму.

Все особенности определения соответствия условиям предоставления субсидии могут быть учтены только при подаче заявления через личный кабинет на Портале MOS.RU

Пройдите краткий опрос и узнайте - положена ли Вам субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.


Документы по теме

pdf
361,80 КБ

Форма запроса