21 мая 2021 года
За свою жизнь мы встречаем сотни людей, и все они чем-то отличаются друг от друга. В этом материале собраны мнения экспертов в реабилитации, рассказы людей с инвалидностью и советы от их коллег, чтобы каждый из нас мог лучше понимать окружающих и не боялся возможных трудностей инклюзивного общения.
В первую очередь
Любой человек хочет, чтобы с ним общались на равных. И напротив — мало кому будет приятно, если собеседник в первую очередь обращает внимание на болезнь-ограничения, а не на человека. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью независимы и участвуют в общественной жизни без посторонней помощи, но даже если вы видите, что человек не справляется с какой-либо задачей, это не повод нарушать этикет общения. Если вы чувствуете желание помочь человеку справиться с какой-либо ситуацией, то достаточно негромко уточнить: «Простите, я могу вам чем-то помочь?»
«Если в класс или на работу пришел новый человек, и у него инвалидность, то просто поприветствуйте его. Не зацикливайтесь на инвалидности», — говорит учитель-дефектолог, методист Реабилитационно-образовательного центра № 76 Елена Кузьмина.
Глаза в глаза, или Как следует общаться с человеком на коляске
Когда человек находится в инвалидном кресле, во время разговора с ним лучше, чтобы его и ваши глаза были примерно на одном уровне. Объяснение этому очень простое: если вы все время будете стоять, собеседнику на коляске постоянно придется поднимать голову, а вам — смотреть на него сверху вниз. Инклюзивный этикет рекомендует присесть куда-нибудь, чтобы вы и другой человек находились на одном уровне, но не следует приседать прямо возле коляски для общения с малознакомым человеком — это дурной тон и нарушение его личного пространства.
В Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой люди с инвалидностью не только проходят реабилитацию, но и помогают другим уже в качестве сотрудников. «Человек на инвалидной коляске в полной мере может выполнять все те же функции, что и обычный сотрудник. Главное, чтобы его рабочее место было оборудовано должным образом. Но если работодатель приглашает специалиста с инвалидностью на работу, значит, такая возможность уже предусмотрена и человек с инвалидностью будет чувствовать себя здесь самостоятельным. Повышенное внимание к его персоне совсем ни к чему и даже может обидеть», — рассказывает Игорь Грудкин, оператор ЭВМ, сотрудник центра им. Л. И. Швецовой.
Игорь уточняет, что такие базовые вещи, как информация о существующих в организации правилах и требованиях, расположение кабинетов — это то, о чем рассказывают всем новым сотрудникам — неважно, есть у них инвалидность или нет. Для сотрудника с инвалидностью, как и для любого нового члена коллектива, важны участие коллег и уважительное отношение.
В Ресурсном центре для инвалидов (РЦИ) работает специалист с нарушениями опорно-двигательного аппарата Анжела Исмаилова. Каждое утро, встречаясь с другими сотрудниками у входа или на лестнице, Анжела всегда пропускает коллег вперед, хотя другие работники учреждения готовы подождать. «Если вы встречаетесь в дверях или на лестнице с человеком, который передвигается медленнее вас или испытывает какие-либо трудности в передвижении, совершенно нормально спросить, не нужна ли ему помощь, но также допустимо спросить, можно ли его обогнать и пройти вперед», — поясняет Евгения Нестерова, заместитель директора РЦИ.
Сотрудники Центра реабилитации инвалидов «Царицыно» в основном проводят комплексную реабилитацию людям с детским церебральным параличом. При работе и общении с людьми с ДЦП следует помнить, что им присущи гиперкинезы — непроизвольные движения тела или конечностей. Также не нужно отвлекаться на непроизвольные движения собеседника — просто создайте вокруг него больше свободного пространства.
Следует помнить, что в отдельных случаях люди с ДЦП имеют проблемы с речью. В разговоре с таким человеком нужно обращаться непосредственно к нему, а не к его сопровождающему. «Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника», — заключает Юлия Киселева, логопед центра «Царицыно».
Важно помнить, что инвалидная коляска, опорная трость и другие средства, облегчающие передвижение, являются частью личного пространства человека, которое необходимо уважать.
Неслышащие сотрудники и язык жестов
Марина Аврина, специалист по социальной работе, живет с нарушениями слуха. На протяжении 20 лет она работала учителем в школе для неслышащих детей, а сейчас занимается информационным направлением в Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла». Марина рассказал, как общаться со слабослышащими людьми на работе и как помочь им чувствовать себя комфортно в коллективе.
«Коллеги относятся ко мне как к равноценному партнеру, руководство не принижает мои способности и всячески поддерживает мое творческое начало», — делится Марина. Она начала работу в центре «Ремесла» в апреле 2021 года, но уже успела выпустить два социальных ролика и более 20 публикаций для социальных сетей.
Если вы общаетесь со слабослышащим человеком, которого сопровождает сурдопереводчик, смотрите в глаза не переводчику, а вашему собеседнику. Старайтесь, чтобы ваши лицо и рот были видны: многие люди с нарушенной функцией слуха хорошо умеют читать по губам. Марина Аврина подчеркивает, что в период масочного режима общение между говорящим и глухим человеком затруднено. Поэтому перед тем, как задать вопрос или передать нужную информацию, лучше снять маску — так человек сможет видеть артикуляцию собеседника.
Если в учреждении звучит объявление по громкоговорителю, необходимо лично предупредить сотрудника с нарушениями слуха или отправить ему сообщение в мессенджере. Также человек с нарушениями слуха всегда будет рад, если вы проявите интерес к изучению жестового языка и будете знать хотя бы несколько базовых слов.
«Привет, я Коля!»: правила общения с незрячими людьми
Обращаясь к любому человеку, в первую очередь нужно поздороваться. Но если ваш собеседник — слабовидящий или незрячий человек, важно не просто поприветствовать его, но и назвать свое имя, а в случае, если вы не одни, представить всех участников разговора. В неформальной обстановке можно дополнительно описать внешность или какие-то характерные черты говорящих.
Сотрудники пансионата для инвалидов по зрению рассказали о своем коллеге Николае Чикляеве, который работает в отделе социальной реабилитации и психологической поддержки и с детства не видит. «Мы не теряемся, общаемся на равных и стараемся не обидеть неосторожными высказываниями», — говорит Степан Борисов, коллега Николая, специалист по социальной работе пансионата. Во время общей беседы сотрудники пансионата не забывают пояснять своему незрячему коллеге, к кому в данный момент обращаются, и обязательно называют себя.
Если человеку с нарушениями зрения требуется помощь, его не тащат за собой, а направляют и при необходимости дают краткое описание местности, обязательно предупреждают о препятствиях на пути. При спуске или подъеме по ступенькам человека сопровождают.
В первые рабочие дни сотрудника с нарушениями зрения не нужно усаживать: достаточно направить руку на спинку стула или подлокотник, тем самым предоставляя возможность потрогать предмет, обозначив рабочее место. Для незрячего человека это означает «видеть руками».
Инклюзия с малых лет: как общаться с детьми с инвалидностью
Но мало кто обладает большими знаниями и опытом взаимодействия с незрячими людьми, а особенно с детьми, чем специалисты Школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых (ШОР № 1). Сотрудники дошкольного отделения этого учреждения с первых дней обучения в детском саду помогают открыть окружающий мир незрячему ребенку — мир предметов, запахов, звуков. Ребят учат взаимодействовать с окружением и ориентироваться в пространстве. Ежедневные занятия и выезды в парки, музеи и игровые зоны помогают ребенку с глубокими нарушениями зрения быстрее социализироваться. «Я уже жду не дождусь, как стану первоклассником и буду вместе с другими детьми ходить на уроки, играть на переменах и ездить в летний лагерь! Я уже учусь ходить с белой тростью», — поделился семилетний Петя, выпускник дошкольного отделения ШОР № 1.
«Взрослые и дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, очень часто чувствительны к изменениям погодных условий, — рассказывает Юлия Петровичева, педагог-психолог Комплексного реабилитационно-образовательного центра. — Поэтому если при общении с вами такой человек проявляет повышенную раздражительность или нервозность, то причина может крыться в метеозависимости. В такой ситуации педагог может поддержать ребенка, немного снизив темп занятия и объем учебной нагрузки, добавив больше игровой деятельности, рассказав интересную историю или сказку, а может быть, приглушить свет и дать ребенку 5–10 минут отдохнуть».
При общении с детьми, имеющими особенности здоровья и развития, специалисты Реабилитационно-образовательного центра № 76 рекомендуют быть вдвойне внимательными и терпеливыми, но не забывать о том, что ребенок должен ощущать себя наравне с другими детьми. Даже детям с ограниченными возможностями здоровья гиперопека может только навредить: ребенку нужно постепенно учиться самостоятельности и отстаиванию своих личных границ.
Учителя Центра реабилитации и образования № 7 (ЦРО № 7) поделились особенностями обустройства учебного процесса для детей с синдромом гиперактивности. «В процессе урока таким деткам нужно давать возможность на короткое время переключить внимание, но не нужно резких замечаний типа „сядь ровно“ или „не крутись“. Лучше всего выполнить двигательную „разрядку“», — говорит Елена Каверина, учитель русского языка и литературы ЦРО № 7. Она также отметила, что каждые 15–20 минут на уроке рекомендовано проводить физкультминутку, а во время коллективных игр ребенка с синдромом гиперактивности стоит ограничить лишь одним партнером.
Доверие и сотрудничество — это то, на чем должно строиться общение с любым ребенком. Предлагайте помощь только тогда, когда это действительно необходимо, стремитесь к созданию атмосферы взаимоуважения, чтобы дети не стеснялись к вам обращаться. А вот хвалить детей с инвалидностью или ОВЗ следует только за реальные успехи — они не должны чувствовать себя оторванными от остальных.
В заключение
Последнее универсальное правило — не забывать об улыбках, позитивных эмоциях и хорошем настроении. Даже если вы что-то сказали не так и где-то ошиблись, ваши искренность и открытость намного важнее, чем беспрекословное соблюдение этикета.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы