9 апреля 2021 года
Прошли времена, когда леворуких детей переучивали, заставляя писать правой. Но для того, чтобы ребенок-левша развивался быстрее и чувствовал себя счастливым, нужно учитывать некоторые особенности его мышления. Светлана Струева, логопед Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла» (РЦдИ «Ремесла»), подведомственного столичному Департаменту труда и соцзащиты, рассказывает, что дается леворуким детям проще, а что — сложнее, и как правильно общаться и заниматься с ними, чтобы обучение было эффективным.
Как мыслит ребенок-левша
«Как правило, у леворуких детей лучше развито правое полушарие мозга, которое отвечает за образы и чувства», — рассказывает Светлана Струева. Поэтому такие ребята:
- более эмоциональные и творческие, чем праворукие: они хорошо рисуют, лепят, часто имеют абсолютный музыкальный слух;
- обладают отличной образной памятью, и поэтому способны запоминать очень большое количество информации;
- у них хорошо получается найти нестандартный выход из ситуации или необычное решение задачи.
Но при этом левшам сложнее концентрироваться. Они в целом дольше включаются в работу и формулируют ответ. Поэтому им непросто освоиться в школе — выходит, что именно то, что от них требуется на занятиях, дается им с трудом. «Чтобы учеба давалась левше проще, надо начинать заниматься с ребенком до того, как он пойдет в школу, — объясняет логопед. — Особое внимание следует уделить развитию движений руки. Для тренировки пальцев подойдут различные игры, сопровождаемые стихотворениями, пальчиковая гимнастика, лепка, работа с ножницами, завязывание узелков, нанизывание бус».
Проблемы с чтением и письмом
Леворукие дети часто пишут и читают зеркально: «Обычно левша читает про себя справа налево, а не слева направо, как мы привыкли, — объясняет специалист. — Он понимает, что прочел бессмыслицу, но не решается произнести это вслух. Поэтому учитель может подумать, что ребенок или не умеет читать, или делает это очень медленно. Но это не так».
Зеркальное чтение и письмо обычно проходит к 10 годам, то есть после начальной школы. До этого достаточно просто предупреждать об особенности всех специалистов, которые будут работать с малышом, и следить за тем, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка. «Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой, чтобы левша не нервничал, если не будет успевать за сверстниками, — подчеркивает Светлана. — Домашнее задание лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями».
Развитие речи у левши
Дети-левши, как правило, начинают говорить позже сверстников — в 3 года, и используют грамотные и содержательные предложения. «Сложность в том, что леворукий ребенок обычно копирует речь целиком, не анализируя ее смысл и не осознавая его, — говорит логопед. — Часто можно встретить случаи, когда левша в 4 года пересказывает страницы текста, не зная ни одной буквы и не понимая значения слов».
А еще левши более подвержены заиканию и неправильно произносят звуки. Нередко они неверно употребляют предлоги и с трудом распознают буквы и цифры. «В такой ситуации достаточно просто постоянно общаться с ребенком, чтобы он слышал правильную речь и устойчивые сочетания слов. Причем в общении лучше использовать яркие образы, эмоции, и тогда ребенок все запомнит быстрее, — добавляет сотрудник центра. — И читайте с ним побольше хороших книг».
5 дополнительных советов для родителей ребенка-левши
«Надо понять, что леворукость — нормально, — подчеркивает Светлана. — Это особый креативный вид мышления, который не надо менять. Надо лишь чуть-чуть помочь ребенку-левше в освоении некоторых функций, чтобы он чувствовал себя уверенно и комфортно среди правшей».
Сделать это можно следующим образом:
- Примите ребенка таким, какой он есть
Не ругайте за медлительность, чрезмерную эмоциональность, проблемы с письмом, чтением, вниманием... У левшей масса талантов, которые он обязательно проявит, если создать ему благоприятные условия. - Развивайте координацию движений
Двигательная активность, прогулки на свежем воздухе, зарядка, спортивные секции, плавание — все это поможет гармонично развивать и правое, и левое полушария мозга. У левши также улучшится зрительная и моторная память, а еще он будет лучше ориентироваться в пространстве. - Обустройте рабочее место
Настольная лампа должна стоять справа, ручку лучше использовать капиллярную — чтобы паста быстрее высыхала при письме и ребенок не пачкал руки. А еще не надо заставлять левшу писать буквы в слове слитно, без отрыва ручки от листа бумаги: ребенок просто не сможет так сделать из-за физиологических особенностей. - Учите «тактильно»
Левша лучше воспринимает информацию кинетически. Например, чтобы научиться застегивать пуговицы, возьмите руки ребенка в свои и вместе застегните и расстегните все пуговицы. Чтобы легче запомнить цифры и буквы, а также их правильное написание, можно их лепить или рисовать пальчиками на песке или крупе. Такие упражнения развивают мелкую моторику, а вместе с ней и речь.
Помните, что левшам тяжело даются абстрактные понятия: то, что нельзя пощупать (слова, цифры, термины). Поэтому старайтесь делать свои занятия максимально наглядными и осязаемыми. Для того, чтобы помочь левше выучить наизусть стихотворение или правило по школьному предмету, используйте его образную память. - Включайте ребенка в выполнение бытовых действий
Убрать игрушки, помочь маме на кухне — такая деятельность незаметно, но эффективно развивает мелкую моторику, глазомер и ориентацию в пространстве.
Справочно
По вопросам комплексной реабилитации в РЦдИ «Ремесла» обращайтесь по адресу: г.Москва, Зеленоград, корп. 1124 или по телефонам: 8 (499) 710-02-36; 8 (499) 710-23-33; 8 (499) 710-02-32.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы