Ирина Башкина, психолог МСППН

Если еще два-три десятилетия назад в России понятие бизнесвумен вызывало недоумение или саркастическую улыбку, то сегодня оно стало привычным почти в любой профессиональной среде. Женщины, сделавшие карьеру в крупных коммерческих компаниях или построившие собственный бизнес, больше не исключение, а правило.

Психологический портрет

Так или иначе, путь предпринимателя не для всех. Что заставляет людей мечтать о собственном деле, откуда появляются такие амбиции?

Эксперты выделяют три главных источника мотивации:

  • Желание самостоятельно определять и контролировать свое будущее
  • Объединение в единое целое работы и личной жизни (пресловутое «превратить хобби в карьеру»)
  • Адаптация сферы деловой деятельности к стилю жизни: контроль рабочего графика, ценности, тип коммуникации и другое.

Что характерно, для женщин на пути к успеху, помимо перечисленного выше, мотивирующим фактором является самореализация в интересной работе. У мужчин же при осуществлении амбиций на первом месте стоят деньги, возможность руководить и принимать решения.

Мечта не становится реальностью одной лишь силой воли и решимостью — этот путь сопряжен с решением различных задач и преодолением определенных трудностей. Женщин с амбициями предпринимателей в кабинете психолога бывает немало. Зачастую им не хватает собственных ресурсов для реализации внутреннего потенциала — они охвачены тревогой, страхом, неуверенностью в успехе. Приходят с размытыми представлениями о желаниях и неясными целями, которые не получается воплотить в жизнь, не знают, как принять оптимальное решение и сделать выбор, не могут найти себя и определить свою нишу. И сомневаются: не рано ли еще посвящать свою жизнь решению столь амбициозной цели как собственное дело или, наоборот, может, уже слишком поздно?

Когда же самое время?

Процесс личностного развития состоит из нескольких этапов, на каждом из которых человек проходит через определенный кризис. Эти кризисы формируют его «эго-идентичность» — целостность личности — иными словами, способность быть самим собой.

Для формирования профессионального пути наиболее значимым и сензитивным является так называемый этап ранней зрелости, или период начинаний.

В самом начале этого этапа — от 20 до 25 лет — человек находится еще на стадии мечтаний, нежели целей. Он только начинает познавать свои потребности, способности, интересы, возможности и обретает решимость. Это период выбора профессии, который к 25 годам обычно заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения. За ним следует этап упрочнения карьеры — целью которого является необходимость занять основательную позицию в выбранной профессии.

Правильность или ошибочность выбора дела своей жизни обычно определяется уже в первые 7–10 лет трудового пути. На этот отрезок чаще всего приходится изменение места работы, специальности или рода деятельности.

На смену мечтам приходит пересмотр жизненных целей и планов. Первый пик карьеры, как правило, происходит в 35 лет. Следующим продуктивным для самореализации является период с 35 до 60-ти. В эти возрастные периоды у специалиста уже достаточно знаний, чтобы применить их в жизни, гибкости в поведении и нахождении решений, есть еще силы для активной деятельности.

Как и в случае с любой другой карьерной задачей, ваша мечта о собственном деле станет реальностью, если ее сначала конвертировать в цель. Как?

Определяемся со сферой деятельности

Говорят, что правильно сформулированная цель — уже половина пути удачного ее воплощения. Чтобы понять, какое намерение следует сделать главным и наметить план его реализации, необходимо понять свои истинные желания, ответив на вопросы: «Что я хочу?», «Почему это для меня важно?», «Как я смогу этого достичь?», «Что поможет мне это сделать?». Как и в любом другом деле, необходимо учитывать личностные особенности.

Для формирования собственной стратегической платформы — определения вашей сферы деятельности — можно воспользоваться так называемой триадой выбора профессии: «Хочу—могу—надо». Рассмотрим ее этапы.

  • Хочу. Если вы начинаете выбирать бизнес, сначала следует определить, какая деятельность приносит наибольшее удовлетворение. Как было замечено, для женщин одним из основных мотивирующих факторов является самореализация в интересном для нее деле. Что вам больше всего нравится, какой род занятий приносит удовольствие? Это может быть флористика, шитье, строительство, сфера моды или красоты, работа с детьми или животными и многое другое.
  • Могу. Нахождение второго элемента триады — наиболее важная часть формирования цели. Следует оценить свои потенциальные способности, умения и навыки и определить то, в чем вы особенно сильны, где находятся ваши преимущества и где вы можете обойти конкурентов. Назовем это вашей суперсилой. Понаблюдайте за собой. Какому занятию вы готовы посвятить часы и почувствовать после этого не усталость, а внутреннее удовлетворение и прилив сил?
  • Надо. Не все товары или услуги имеют признание, спрос и принесут вам успех. Стоит объективно оценить обстановку и определиться, насколько выбранная вами сфера деятельности востребована в обществе. Нужно ли это людям? Полезно ли будущее дело для окружающих? Сделает ли это их счастливыми?

Определившись со сферой деятельности, переходите к более конкретным вопросам. На пути к успеху оцениваем эффективность поставленной суперзадачи.

У эффективной цели существуют многочисленные критерии:

  • Позитивная формулировка. И она не должна содержать частицу «не».
  • Достижимость и конкретность. «Мечтаю иметь свою фирму» — неверно, отсутствует конкретика. «Хочу открыть сеть салонов флористики с тремя офисами в Москве, общим количеством персонала не менее Х человек и годовым оборотом в Х миллионов рублей» — вот это уже близко.

Как сфрмулировать? Ее можно представить. По каким признакам вы поймете, что высота достигнута? Какие у вас будут при этом чувства и ощущения? Чем детальнее вы представите и опишете желаемое, тем больше будет ваша уверенность в неизбежном успехе. Невнятная цель порождает невнятный результат.

  • Измеримость во времени. Стоит четко определить временные границы для достижения вашей мегазадачи. Например, вы заключаете с самим собой контракт и оговариваете время его исполнения.
  • Цель должна максимально зависеть от вас. «Вот бы люди заказывали букеты в моем магазине» — это неверно, потому что в постановке не заложено ваше прямое участие. «Хочу создать такой спектр услуг на рынке флористики, который позволит покупателям отдавать предпочтение моему магазину».
  • Социальная экологичность. Подумайте о том, как достижение вашей идеи повлияет на отношения с другими людьми. А также о тех, кто стремится к той же цели, что и вы, о возможных союзниках (это могут быть партнеры, потенциальные клиенты), о противниках (конкурентах) на вашем пути. Чем вы можете заинтересовать этих людей и заставить их помочь в достижении ваших планов?
  • Определение необходимых ресурсов. Достаточно ли у вас внутренних и внешних ресурсов для достижения цели? Возможно, понадобится составить вспомогательные задачи (например, получение ссуды в банке, или привлечение инвесторов).
  • Оценка масштаба. Если проект слишком масштабен, неадекватен по объему, стоит оценить его реально, разбить на несколько этапов и наметить первые шаги.

Помните главное: ваше намерение должно быть таким, чтобы вам очень хотелось его достичь!

Преодолеваем внутренние препятствия

Вера в то, что внешние препятствия преодолимы, конечно, неотъемлемый ингредиент успеха.

Вспомним таких суперженщин, как Коко Шанель, Эсти Лаудер, Мэри Кей Эш — бизнес-леди с непростой судьбой, ставшие ее хозяйками, построившие бизнес-империи с нуля.

Обстоятельства — не панацея, они могут быть вашими врагами, а могут стать отправными точками. Но что, если на вашем пути стоят не внешние препятствия, а внутренние?

Если цель поставлена, но кажется, что дело в вас самих, а не в отсутствии денег или не «особенном» происхождении...

Что чаще всего мешает реализации вашей мечты?

  • Неправильно поставленная цель, «не ваша», сформулированная под давлением семьи или навязанная обществом. Подобное может случиться в жизни, если вы пренебрегли анализом ваших потребностей.
  • Эмоциональное выгорание. Безразличие к делу, умственная усталость, отсутствие сил.
  • Страх и тревога. Боязнь потенциального краха и неуспеха, страхобщественного осуждения.

Все эти проблемы, конечно, лучше всего прорабатывать со специалистом. Обращение к коучу или психологу для постановки целей и решения проблем их реализации — сегодня такая же жизненная необходимость, как поход к дантисту при боли в зубе.

Человеческий мозг, его эмоциональное здоровье требуют такого же бережного отношения компетентных специалистов, как и здоровье физическое.