Москва — одна из немногих европейских столиц, в которой почти отсутствует безработица. И это не результат стечения рыночных случайностей, а следствие одной из удачных реформ городских властей.

Особое положение Москвы на «экономической карте» России не вызывает сегодня сомнений: самый большой по численности жителей, размеру регионального валового продукта, муниципального бюджета и объему ежегодно осваиваемых инвестиций, этот субъект федерации, несомненно, задает общероссийские стандарты — хотя во многих случаях недосягаемые для других. Как один из крупнейших мегаполисов Европы, он конкурирует не только за внутрироссийские, но и за глобальные потоки финансового и человеческого капитала, и на фоне своих соперников по многим позициям смотрится достаточно выигрышно, что подтверждается многими международными рейтингами. Однако самое, пожалуй, впечатляющее достижение Москвы, выгодно оттеняющее ее на фоне других мировых столиц, не отражается в большинстве международных сопоставлений. Я имею в виду показатели занятости населения, масштабов безработицы и продолжительности поиска новых рабочих мест для временно незанятых горожан.

Согласно недавно озвученным мэром Москвы С. Собяниным данным, столица является самым благополучным городом России с показателем безработицы в 1,2 процента по методологии Международной организации труда. Я бы заметил также, что этот показатель, вероятно, и самый низкий для европейских столиц, где безработица куда выше — 3,9 процента в Варшаве, 5,2 процента в Лондоне, 7,7 процента в Берлине, 9,2 процента в Париже, 11,5 процента в Мадриде и более 14 процентов в Афинах. Московские показатели на этом фоне позволяют говорить о ней как о городе полной занятости (в большинстве случаев экономисты говорят о таком состоянии, когда численность безработных составляет от 1 до 4 процентов трудоспособного населения). При этом следует заметить, что Москва является огромной трудовой «воронкой», ежегодно затягивающей десятки, а порой и сотни тысяч активных жителей трудоспособного возраста из всех регионов России и большинства постсоветских государств — и, несмотря на часто встречающиеся мнения о том, что трудовые мигранты отнимают рабочие места у москвичей, работы в крупнейшем российском городе пока, судя по всему, хватает всем и каждому.

Следует заметить, однако, что подобный результат не стоит считать простым следствием действия рыночных сил, генерирующих аномально высокий спрос на труд в столичном регионе. Московские власти в последние годы сделали очень многое для того, чтобы испытывающие проблемы с трудоустройством граждане могли решить их как можно быстрее и эффективнее. Как отмечала недавно, выступая на круглом столе о новых подходах к трудоустройству москвичей, заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития А. Ракова, хотя по статистике безработных в городе насчитывается всего 30 тысяч человек, в органы Службы занятости обращаются более 150 тысяч стремящихся найти новую работу жителей в год — и до последнего времени не все они оказывались удовлетворены тем, как эта служба функционировала.

Даже в Москве стандартное личное дело потенциального безработного состояло из 24 стандартных документов, а при заполнении заявки в службе занятости человек должен был расписаться на различных заявлениях и документах… 47 раз

В России исторически безработица была проблемой, к которой бюрократия относилась довольно пренебрежительно. И если вопросы оформления пенсий или получения пособий уже давно отрегулированы, то получить статус безработного было и остается довольно сложной задачей. Даже в Москве стандартное личное дело потенциального безработного состояло из 24 стандартных документов, а при заполнении заявки в службе занятости человек должен был расписаться на различных заявлениях и документах… 47 раз. Обычный прием у специалиста растягивался на час и более, а территориальные службы занятости были разбросаны по 53 адресам, по большей части располагаясь в помещениях, которые были отведены им в 1990-е годы и с тех пор ни разу не ремонтировались. О технической оснащенности можно было судить по тому, что больше половины необходимых документов заполнялись от руки, а число необходимых для предъявления справок превышало десять штук. Учитывая, что пособие по безработице в Москве в 2018 году составляло от 2,9 до 6,9 тысячи рублей в месяц, а весь прием в службе занятости превращался из консультации по поиску работы в сеанс бумажной волокиты, можно было понять, что москвичи обращались к данной опции лишь в самых крайних случаях (что отчасти подчеркивает и расхождение между официальной цифрой в 30 тысяч безработных и теми 78 тысячами, которые составляют 1,2 процента незанятых горожан по методологии МОТ).

Реформа, которая была начата московскими властями в 2018 году и реализация которой сегодня возложена на Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, призвана изменить такое положение вещей. Ее важнейшим элементом является объединение поиска разных решений в единый комплексный процесс и снижение степени его бюрократизации. С этой целью территориальные отделы службы занятости с 2019 года переводятся в центры госуслуг «Мои документы», где им предоставляются современные помещения, оборудованные всей необходимой техникой и информационными технологиями. Соединение служб занятости с центрами госуслуг позволяет резко снизить требования к предоставляемым документам, а единая информационная платформа дает возможность автоматически приобщать к делу большинство тех документов, которые раньше соискатель должен был собирать сам: СНИЛС, ИНН, копию паспорта, свидетельство о рождении и справки ЕГРИП. Количество заполняемых документов сократилось при этом почти втрое, а число подписей, которые ставит горожанин, — до 11. Тут же гражданин может получить справки о страховом трудовом стаже, о произведенных выплатах, а также подтверждение о том, состоит или состоял он ранее на учете в центре занятости. Организационно реформа должна завершиться к концу этого года, в результате чего в Москве появятся флагманский центр «Моя карьера», 4 городских центра «Моя работа» и 56 территориальных отделов службы занятости с более чем 500 квалифицированными специалистами, за которыми стоят годы работы с москвичами, оцифрованный банк почти в 110 тысяч вакансий (что ненамного меньше, чем можно найти на сайте Headhunter в масштабе всей России) и соглашения с крупнейшими работодателями столицы и ближайшего Подмосковья — от Сбербанка до «Мегафона», от «Детского мира» до «Ашана», от аэропорта Домодедово до «Яндекс.Такси», от «Мосгортранса» до «Почты России».

Запущенная в Москве реформа службы занятости, вероятно, является началом большого пути по развитию системы предоставления государственных услуг в сфере трудоустройства

Важнейшим достоинством реформы является, на мой взгляд, даже не то, что снижается число барьеров между москвичами и городскими службами, а то, что освободившееся у консультантов службы занятости время теперь используется для вдумчивого и содержательного общения с соискателями: сокращение бумажной волокиты с 50 до 25–30 минут увеличило время собственно консультации и интервьюирования претендента более чем втрое. На мой взгляд, начатое под руководством А. Раковой совершенствование системы обеспечения занятости в Москве крайне своевременно, ведь именно с текущего года, согласно федеральным законам, в России началось постепенное повышение возраста выхода на пенсию, что послужит увеличению численности активной рабочей силы на 800–900 тысяч человек в год, из которых до 100 тыс. может прийтись на Москву и столичный регион. Некоторая часть этих людей решит свои проблемы непосредственно на рабочем месте, но вряд ли стоит сомневаться, что многие работодатели с еще большей осторожностью начнут относиться к перспективе найма персонала предпенсионного возраста. В такой ситуации государственная служба занятости может показать свои выгодные отличия от частных компаний, и прежде всего потому, что она может направить людей предпенсионного возраста, имеющих постоянную или временную регистрацию в Москве, на бесплатное профессиональное обучение самым различным специальностям — от плотника и массажиста до дизайнера и сомелье. То же самое по ныне действующим правилам могут сделать и сами работодатели — в таком случае служба занятости компенсирует им затраты, связанные с переобучением их работников или повышением их квалификации.

Запущенная в Москве реформа службы занятости, вероятно, является началом большого пути по развитию системы предоставления государственных услуг в сфере трудоустройства. Впереди — множество задач, решение которых может вывести Москву в данном вопросе на уровень большинства развитых стран Европы. Основными направлениями подобной реформы я бы видел два — и оба они вполне по силам властям российской столицы.

С одной стороны, крайне низкий масштаб безработицы в городе делает не слишком обременительным существенное повышение пособия по безработице, ведь сегодня даже верхняя его граница составляет менее 9(!) процентов средней заработной платы в городе (79,7 тысячи рублей в январе 2019 года) против 35–46 процентов в той же Германии. Московское правительство сегодня доплачивает безработным по 850 рублей в месяц и компенсирует транспортные расходы в размере 1190 рублей в месяц, но, на мой взгляд, было бы правильно и далее повышать размер пособия (пусть даже при одновременном сокращении сроков его выплаты в случае последовательных отказов от предлагаемых вариантов трудоустройства).

С другой стороны, очевидным следующим шагом является дальнейшая цифровизация услуг в сфере трудоустройства москвичей. Здесь опять-таки можно привести пример Германии, где зарегистрироваться на бирже труда, получить все необходимые справки и документы и даже оформить пособие по безработице (Arbeitlosengeld I) сегодня можно в режиме онлайн (задачей социальных работников в такой ситуации является в первую очередь проверка достоверности предоставленной соискателем информации, отслеживание [зачастую также в электронном виде] его контактов с потенциальными работодателями и мониторинг его переговоров с ними). Такая перспектива вполне согласуется с планами российских властей по цифровизации экономики страны, и Москва могла бы стать идеальным полигоном для новых инициатив.

Подводя итог, можно сказать, что Москва, уже сегодня являющаяся территорией полной занятости, имеет все шансы оставаться ею и в будущем, даже несмотря на непростую ситуацию, в которой находится ныне российская экономика. И это, несомненно, является заслугой как столичного бизнеса, так и городских властей.