Кризисный центр помощи женщинам и детям в марте 2019 года отметил пятилетие с начала своей работы в столице. За это время убежище в нем получили свыше 1,3 тыс. человек, прежде всего пострадавшие от домашнего насилия. ТАСС обсудил с заместителем руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Екатериной Бербер, какую помощь жительницы столицы могут получить здесь, какие меры поддержки в целом предоставляются в городе неблагополучным семьям, что делать, если вы видите ребенка без присмотра, и можно ли избежать появления «детей-маугли».

— Почему у московских властей возникла идея создать Кризисный центр для женщин и детей — это мировой опыт или необходимость решать острую проблему? Выполняет ли он ту функцию, на которую рассчитывали при создании?

— Открытие кризисных центров помощи женщинам и детям — это общемировая тенденция. Решение о создании в столице такого объекта пять лет назад было принято правительством Москвы в лице мэра города Сергея Собянина. Центр предоставляет женщинам с детьми, попавшим в кризисную ситуацию, круглосуточное проживание, социально-психологическую помощь, а также те юридические услуги, в которых они нуждаются. На сегодняшний день около 70% обратившихся за помощью — это женщины, пострадавшие от насилия в семье.

Я считаю, что учреждение полностью выполняет свой функционал. Все обратившиеся за поддержкой получают ее. Центр имеет два филиала, в общей сложности они могут принять более 100 человек единовременно. В случае необходимости количество мест для проживания и предоставляемых услуг может быть увеличено. Возможность помочь человеку, попавшему в беду, всегда есть.

— Можно ли сказать, что после обращения в центр жизнь женщин действительно меняется?

— В большинстве случаев — да. С ними проводятся психологические тренинги, женщины проходят курс реабилитации. Срок пребывания — несколько месяцев, но в зависимости от жизненной ситуации он может быть продлен.

В стационарное отделение попадают женщины и дети, подвергшиеся психофизическому насилию, которым в данный момент негде жить. Чтобы помочь им с дальнейшим устройством, здесь работают юристы, специалисты по работе с семьей и по социальной работе. Иногда необходимо провести работу с родственниками женщины, чтобы нормализовать отношения, договориться о проживании у них. Бывает, что женщины после знакомства в центре договариваются снимать квартиру вместе. В любом случае, вопрос решается.

Вторая задача специалистов — найти для женщины источник доходов. Она выполняется совместно с центрами занятости населения и другими учреждениями, подведомственными Департаменту труда и социальной защиты населения города Москвы. Женщине помогают подобрать подходящие обучающие курсы, найти работу — это может быть и само занятость, и гибкий график, и неполный рабочий день. Ребенка помогут устроить в дошкольное учреждение или в школу. То есть, выходя из Кризисного центра, женщина понимает, где она будет жить, трудиться, где будет заниматься ее ребенок. При необходимости специалисты сопровождают женщину и в дальнейшем.

— На ваш взгляд, является ли тема насилия в семьях табуированной в России и отличается ли Москва в этом вопросе?

— Сложный вопрос. Наверно, да, эта тема все равно так или иначе табуирована у нас в обществе. Во-первых, далеко не каждая женщина — как в целом в стране, так и в столице, — готова рассказать о своих проблемах, обратиться за помощью. Как ни странно, многие из тех, кто пострадал от насилия в семье, чувствуют свою вину в произошедшем и не решаются сообщить об этом.

Сохраняются и довольно неприглядные стереотипы — например, для некоторых женщин аргументом может являться старая русская пословица: «Бьет — значит любит». Исторически наши соотечественницы очень терпеливы, в некоторых случаях это может привести к непоправимому. Я считаю, что такие установки неправильны и надо постепенно их менять.

А бывает, что женщина не уходит от обидчика, думая, что не сможет самостоятельно построить свое будущее. Поэтому очень важная для нас задача — информировать население о том, что есть специализированный центр, где можно получить убежище и составить планы на жизнь. И мы обеспечиваем полную конфиденциальность обращений, чтобы минимизировать все риски.

Мы призываем человека, у которого возникли проблемы такого характера, хотя бы просто анонимно позвонить по телефону психологической помощи 051. Важная часть нашей работы — информирование, необходимо объяснить москвичкам, что у них есть выход из сложной ситуации и жизнь не закончена.

— Стали ли жительницы столицы чаще сообщать о насилии в семье, чаще пытаться решить эту проблему с поддержкой органов соцзащиты? С чем это связано?

— За пять лет работы столичного центра убежище в нем получили порядка 1,5 тыс. женщин с детьми, из них 308 человек — в 2018 году. До этого в среднем за год обращались около 300 женщин с детьми, то есть количество обращений немного увеличилось. Я думаю, это напрямую связано с тем, что люди узнали о возможности попасть в такое учреждение.

Если же говорить не про стационарные услуги, а про обращения в центр для получения психологической или иного вида помощи, то их количество стабильно и держится приблизительно на одинаковом уровне — около 3,5 тыс. в год. Всего за пять лет поступило около 18 тыс. таких заявок.

— Требуется ли развивать сеть кризисных центров в столице?

— Пока такой необходимости нет, существующих стационарных мест достаточно. Даже если количество обращений будет расти, есть возможность размещать больше человек.
Хочу добавить, что в Москве также работают 30 центров поддержки семьи и детства «Мой семейный центр». Туда могут обратиться семьи, которые испытывают непростые времена, и получить услуги, не требующие стационарного нахождения, например помощь психолога, юриста.

— Есть ли динамика по количеству семей, состоящих на социальном обслуживании в Москве?

— С начала 2019 года наметился небольшой рост, но это всегда «волнообразный» процесс без резких скачков. В начале учебного года, как правило, число таких семей увеличивается, к новому году достигает пика, весной же оно начинает плавно снижаться.

— Востребован ли в Москве круглосуточный телефон психологической помощи? Кто чаще всего обращается и по каким вопросам? Недавно он стал также номером экстренной соцпомощи детям, находящимся в опасности. Поступали ли уже на него звонки с такими сообщениями?

— Круглосуточный телефон срочной психологической помощи 051 заработал в Москве в 2006 году. Это короткий номер, который легко запомнить, как 02 или 03. За время работы на этот номер поступило более 635 тыс. обращений. С людьми общаются специалисты с высшим психологическим образованием, помогают решить проблемы, при необходимости могут направить в социальные учреждения для оказания дальнейшей помощи.

После резонансных инцидентов с несовершеннолетними — обнаружения брошенной пятилетней девочки в замусоренной квартире и мальчика с пакетом на голове в парке «Лосиный остров» — с 20 марта был расширен функционал этой службы, теперь по номеру можно позвонить, если вы стали свидетелем нарушения прав ребенка, жестокого обращения с детьми. За три недели работы этой новой функции на 051 поступило 67 обращений о нарушении прав ребенка, из которых только 26 подтвердились. С каждой из этих 26 семей проводится адресная социальная работа. На все обращения мы немедленно реагируем, представители соцзащиты приходят по указанным адресам, при необходимости готовы предоставить помощь психологов, юристов, оказывать содействие в получении образовательных, медицинских услуг.

— А как понять, что пора сообщать соцзащите о соседях?

— Сообщать необходимо, если вы знаете, что в семье проживает несовершеннолетний и его родители проявляют агрессию по отношению к нему: избивают, не кормят, подолгу оставляют одного в квартире. У ребенка на теле постоянно видны синяки и ссадины. Из квартиры доносятся детские крики о помощи, родители долгое время находятся в состоянии алкогольного опьянения или страдают наркотической зависимостью. Иначе говоря, когда есть угроза его жизни и здоровью.

— Вы сказали, что больше половины звонков не подтвердились, но приводят ли они к тому, что у нормальных семей на время разбирательства забирают детей?

— Ни в коем случае. Как яркий пример — нам поступил звонок от соседей о том, что все члены семьи, в которой есть несовершеннолетний, находятся в состоянии алкогольного опьянения, а ребенок остался без присмотра. Представители соцзащиты пришли по указанному адресу, но оказалось, что информация недостоверна. В состоянии алкогольного опьянения находилась бабушка, а мать и отец несовершеннолетнего были в нормальном состоянии. Конечно же, ребенок остался с родителями.

Вообще ни по одному обращению, поступившему на номер 051, экстренных изъятий детей из семьи пока не было, хотя в ряде случаев подтвердились факты неблагополучия семей.

По всем выявленным фактам с семьями составляется план совместных действий — очень важно, чтобы люди тоже в ответ проявляли активность, взаимодействовали. Невозможно помочь человеку, если он этого не хочет, поэтому представители соцзащиты вместе с семьями решают, какие услуги им необходимы. Например, им могут помочь устроить ребенка в детский сад, получить какую-то медицинскую услугу, могут помочь с трудоустройством или переобучением. С теми, кто нуждается в поддержке, заключает договоры на социальное обслуживание «Мой семейный центр». Как правило, на осуществление плана по нормализации обстановки закладывается полгода, после чего мы проверяем, удалось ли достичь результата, может ли теперь семья дальше жить самостоятельно, или требуются дополнительные усилия. Конечно, ребенку лучше всего жить в семье, поэтому главная задача — сохранить ее, но при этом научить людей самостоятельно преодолевать кризисные ситуации, чтобы мы не были вечными няньками над ними.

Хочу отметить, что телефон 051 — это лишь одно из звеньев системы выявления жестокого обращения с несовершеннолетними. В каждом районе Москвы работает представитель департамента, которому круглосуточно можно сообщить об инцидентах. Он находится в контакте со старшими по домам, участковыми полицейскими, врачами поликлиник, педагогами школ. Например, если учитель видит, что ребенок пришел в школу со следами побоев, он должен позвонить ответственному сотруднику Центра поддержки семьи и детства своего района, а соцзащита со своей стороны выясняет обстоятельства сложившейся ситуации.

Когда речь идет об угрозе жизни и здоровью ребенка, представители приходят не одни, а с органами опеки и попечительства, специалистами по работе с семьей и участковым.

— Но есть ли какие-то способы, чтобы избежать таких вопиющих случаев, как, например, тот, что произошел с брошенной одной в захламленной квартире девочкой?

— Ситуация, о которой вы говорите, все-таки очень нестандартная. Мать с дочерью не проживали постоянно в этой квартире, семья переезжала из одного дома в другой. Это серьезно осложняет работу по выявлению нарушения прав ребенка. И в итоге узнать об этом нам помогли неравнодушные соседи.

Конечно, очень хотелось бы, чтобы таких случаев больше не повторялось. На мой взгляд, для этого необходимо усиливать взаимодействие с гражданами. Поэтому мы расширили функционал горячей линии срочной психологической помощи 051, чтобы своевременно узнавать о нарушении прав ребенка. Надеюсь, что благодаря активным гражданам в дальнейшем удастся выявлять кризисные ситуации на более ранней стадии.